Виды контроля в спорте. Технические средства контроля эффективности обучения и тренировки. контроль в спортивной подготовке

Ученые и практические работники народного хозяйства в тесном творческом содружестве планомерно выполняют поставленную XXV съездом КПСС задачу - ускорить темпы научно-технического прогресса.
Применение многочисленных технических средств, современных тренажеров, использование новейших данных многих смежных наук дает возможность в значительной степени корректировать современные представления науки о физической культуре и возможностях человеческого организма.

Появление новых приборов и методик позволяет превратить места занятий в научные лаборатории, влияет на улучшение научно-педагогического и материально-технического обеспечения физкультурного движения. Происходит коренное изменение взглядов на использование средств физического воспитания в зависимости от возраста, пола, условий жизни. Создаются необходимые условия для укрепления союза науки и практики, для соединения возможностей научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства.
Можно с уверенностью говорить о том, что результаты научно-технической революции успешно проникли вовсе сферы человеческой жизни. В наши дни успехи биологии, медицины, физической культуры все больше и больше связываются с развитием различных технических средств. Радиоэлектроника, радиотелеметрия стали одними из основных исследовательских и контрольных методов при наблюдениях за состоянием человека во время интенсивного труда, в период тренировки или соревнований. Для этого ученые и инженеры разработали много систем радио- и телевизионных средств, регистрирующих физиологические функции организма и передающих информацию на различные расстояния.
Современные требования заставляют создавать миниатюрные и экономичные радиопередатчики, разрабатывать малогабаритную устойчивую к помехам, многоканальную радиотелеметрическую аппаратуру, способную давать максимальный объем информации о состоянии человека при выполнении различных видов деятельности. Подобные приборы используются, например, на космических кораблях. Они применяются и в спорте. Советские спортсмены-велосипедисты, впервые получившие золотые медали в командной гонке на 100 км на первенстве мира в Англии в 1970 г. и на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 г., в значительной степени своими успехами обязаны научному обеспечению тренировок с использованием радиотелеметрических устройств.
Все большее и большее значение придается обработке получаемой информации на вычислительных машинах с использованием эффективных диагностических алгоритмов. В качестве простейшего кодирования физиологической информации используется кардиофон, преобразующий теле электрокардиограмму в звуковые сигналы. Достаточно широкое распространение получили телеметрические устройства ближнего радиуса действия для передачи физиологической информации из полостей тела - эндорадиозондометрия.
Достижения спортивной медицины тесно связаны с дальнейшим развитием биологической радиотелеметрии, с созданием надежных систем врачебного контроля и медицинского обследования спортсменов. Решение основных технических проблем передачи биоинформации направлено на снижение веса и габаритов датчиков, повышение экономичности и надежности работы аппаратуры. Все это создает предпосылки для более широкого использования таких методов в спортивной практике, для создания на стадионах радиотелеметрических лабораторий, которые с успехом будут решать сложные задачи.
Применение миниатюрных биотелеметрических датчиков для наблюдения за спортсменами во время тренировок и соревнований значительно раздвигает возможности тренера и дает в руки спортивного врача методы объективной оценки состояния человека, находящегося на значительном расстоянии от исследователя.
Исследованию механизмов биологических реакций на тренировочную нагрузку, повышению требований к сбору и обработке информации сейчас придается очень большое значение. Регистрация двигательных актов, электроплетизмография, исследования энерго-обмена, деятельности эндокринной системы, пищеварения, психофизиологическая характеристика спортсмена, биологическое управление - вот неполный перечень проблем, стоящих сейчас перед наукой. Давно прошла пора кустарных методов обработки получаемой информации, все шире применяется специальная аппаратура, дающая тренеру и педагогу обширные данные о сдвигах в организме человека под влиянием физических упражнений.
Современные научные приборы, усилители, осциллографы, динамографические устройства являются необходимым оснащением исследований, обусловливающим дальнейшие успехи научной мысли. В области физической культуры все больше используются электронные приборы, определяющие основные параметры спортивных движений, приборы экспериментальной психологии спорта, экспериментальной физиологии и спортивной медицины. Сложная аппаратура недавнего прошлого входит в повседневную практику. Сейчас уже широко применяется надежная радиотелеметрическая аппаратура системы «Спорт», позволяющая получать необходимую медикобиологическую информацию для педагогического использования.
В выступлениях советских спортсменов на олимпийских играх в Мюнхене, Инсбруке и Монреале немалая заслуга советских ученых, врачей, тренеров. Обширная срочная информация о биологических процессах, происходящих в организме человека под влиянием занятий физической культурой и спортом, позволяет тренеру и преподавателю делать учебно-тренировочную работу научно управляемой, более точно вести спортсмена к высокому результату, а занимающегося физическими упражнениями- к укреплению здоровья и творческому долголетию.
Современные технические средства и инструментальные методы контроля используются в учебно-тренировочном процессе во многих видах спорта. Применяется и контроль за работоспособностью спортсменов с помощью различных тестов.
Данные, полученные в ходе научных исследований, позволяют утверждать, что современные технические средства являются одним из важнейших факторов, способных существенно повысить эффективность обучения. Использование инструментальных методов контроля за качеством усвоения учебного материала дает возможность лучше изучить индивидуальные особенности занимающихся. Достижения научно-технического прогресса создают предпосылки для качественного улучшения учебно-тренировочного процесса в спорте и физическом воспитании.

Цель контроля - сбор, оценивание и анализ необходимой информации о реальном ходе тренировочного процесса и состояния спортсмена. Методы контроля : 1) сбор мнений спортсменов и тренеров;2) анализ рабочей документации тренировочного процесса; 3) педагогические наблюдения во время тренировки и соревнований (хронометрирование, пульсометрия и т.д.);4) тесты (контрольные испытания).

Виды контроля : оперативный, текущий и этапный .

Оперативный контроль - это контроль за оперативным состоянием спортсмена, готовностью к выполнению очередного упражнения и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спортсмена на тренировочные или соревновательные нагрузки, качество исполнения технических приемов и комбинаций в целом.

Текущий контроль - это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его техники и тактики.

Этапный контроль - это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально орга­низованных условиях.

Комплексный контроль включает: 1) контроль за результатами соревнований в циклах подготовки; 2) измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.

1) контроль за результатами соревнований - оценка эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки; 2) измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности - регистрация различных показателей соревновательного упражнения и соревновательной деятельности с использованием измерительной техники и компьютера.Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости (тесты). Оценка технической подготовленности - заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений. Контроль техники осуществляют визуально и инструментально. Критерии - объем техники, разносторонность техники и эффективность.

Оценка тактической подготовленности . Контроль за тактичес­кой подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях и предусматривает контроль за тактическим мышлением, за тактическими действиями (объем тактических приемов, их разносторонность и эффективность использования);

3) контроль за факторами внешней среды. К факторам внешней среды относят: - климат конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружающей среды, интенсивность солнечной радиации, направление ветра, атмосферное давление);- состояние спортивного сооружения или соревновательных трасс;- качество спортивного инвентаря и оборудования;- поведение зрителей (фактор своего и чужого поля);- объективность судейства и т.д.


Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и использования средств, методов и форм осуществления процесса спортивной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д.

Формы учета: 1)этапный учет осуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором - заключительным (итоговым); 2) предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов; 3) текущий учет проводится непрерывно в процессе отдельных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Текущий учет предусматривает фиксацию средств, методов, величин тренировочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоровья и подготовленности спортсмена. Оперативный учет – разновидность текущего.

Основные документы учета в спортивной школе: журнал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсменов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, личные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.

Основные документы планирования учебно-тренировочного процесса в спорте.

Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность методологических и организационно- методических установок, определяющих конкретный отрезок времени, конкретные задачи, подбор средств, методов, организационных форм, материально-технического оснащения. Формы планирования на этапах многолетней спортивной подготовки: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).

Документы перспективного планирования: 1)учебный план;2) рабочую программу;3) многолетний план подготовки команды;4) многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.

Учебный план определяет основное направление и продолжи­тельность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. План предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия.

Рабочая программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися. В документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР и др.). Разделы программы: 1) объяснительная записка; 2) изложение программного материала; 3) контрольные нормативы и учебные требования; 4) рекомендуемые учебные пособия.

Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (командный и индивидуальный)- составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возраста на 2-3 года. Для квалифицированных спортсменов на 4 и даже 8 лет.

Содержание перспективного плана подготовки (спортсмена, команды): 1) краткая характеристика занимающихся; 2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки макроциклов; 4) основная направленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; 5) главные соревнования, основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году; 6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специфические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации;10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.

К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки команды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.

План-график годичного цикла спортивной тренировки - организационно-методический документ, определяющий содержание работы на учебно-тренировочный год, наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки, количество часов на каждый раздел работы и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

Годичный план подготовки (командный и индивидуальные)-состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их при­мерное распределение по отводимому времени, примерное рас­пределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.

Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.

Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц).План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочей программы. В этом документе определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упражнений и организационно-методические указания.

План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный).

Система измерительной аппаратуры в спорте включает в себя датчики информации, линию связи и регистрирующее устройство, а также может входить вычислительное устройство (для автоматической обработки информации).

Датчиком называется элемент измерительной системы, который непосредственно воспринимает изменения измеряемого показателя. От датчиков информация по линии связи поступает на регистрирующее или вычислительное устройство. Практически все элементы измерительной системы определяют качество регистрации изучаемых параметров.

В зависимости от поступающих сигналов все датчики делятся на - датчики биоэлектрических процессов и датчики биомеханических характеристик.

Инструментальные методы контроля за состоянием спортсменов составляют две группы:

    оптические и оптико-электрические методы (где информация передается на регистрирующее устройство лучами света или тепла);

    механоэлектрические методы (где информация передается электрическими сигналами по проводной линии связи или по радио).

Оптические и оптикоэлектронные методы предназначены для дистанционного и бесконтактного контроля за спортсменом. Оптические методы основаны на фотографии (фотосъемка и киносъемка). Результаты фото- и киносъемки предназначены для визуального изучения движений или для определения кинематических характеристик. Различают несколько видов фото-киносъемки: кинограмма, стробофотограмма, циклограмма, стереосъемка и другие.

Кинограммой называют отпечатанный на фотобумаге отрезок киноленты.

Стробофотограммой движения принято называть совмещенное изображение нескольких поз движущегося объекта.

Циклограммой называется совокупность прерывистых линий, воспроизводящих траектории звеньев движущегося тела (благодаря креплению маркеров на биозвенья тела или суставы).

Стереосъемка ведется двумя (может быть и более) синхронно действующими съемочными аппаратами и позволяет регистрировать движения спортсмена в трехмерном пространстве.

Оптикоэлектронные методы регистрации движений основаны на преобразовании изображения в электрический сигнал. Они делятся на телевизионные и фотоэлектронные методы.

Механоэлектрические методы сбора информации о спортсмене предназначены для регистрации биоэлектрических процессов и для измерения важнейших биомеханических характеристик.

Датчики биоэлектрических процессов позволяют регистрировать биоэлектические явления в организме: электрокардиограмма - ЭКГ, электроэнцефалограмма - ЭЭГ, электромиограмма – ЭМГ, клеточные потенциалы и др.

Датчики биомеханических характеристик динамические (сила, момент силы) и кинематические (положение, скорость, ускорение) показатели.

Методы измерения биомеханических характеристик спортивной техники

Измеряемая переменная

Физические явления, лежащие в основе метода измерения

Тензо-эффект

Пьезо-эффект

Электромагнитная индукция

Закон Ома

Эффект Допплера

Ускорение

Скорость

Перемещение линейное

Перемещение угловое

Телеметрические системы служат для передачи информации от датчика на регистрирующее устройство. Известно много разновидностей телеметрических систем, которые отличаются друг от друга, прежде всего физической природой переносчика информации. Например, в проводной телеметрии эту роль выполняет поток электронов, в радиотелеметрии – радиоволны, в гидротелеметрии – ультрозвуковые колебания, распространяющиеся в воде. Основное достоинство проводной телеметрии заключается в ее простоте и высокой помехоустойчивости; недостатком – ограничение подвижности спортсмена при проведении измерений. Радио- и гидротелеметрия также имеют свои достоинства и недостатки.

Регистрация результатов измерений осуществляется с помощью индикации и регистрации .

Индикация может осуществляться зрительно (по стрелочному, цифровому, осциллографическому индикатору) или на слух (когда результат измерения преобразуется в звук определенной громкости и тона).

Регистрация чаще всего осуществляется аналоговым способом, для этого используют самописцы, с перьевой, струйной или тепловой записью. Особыми разрешающими способностями, в отличие от перечисленных, обладают самописцы с фотозаписью.

Выбор того или иного метода регистрации определяется задачами исследования и требуемой точностью измерения временных, амплитудно-частотных составляющих и т.п.

1 От какой части измерительной системы зависит качество регистрации изучаемых параметров?

Датчика Линии связиРегистрирующего устройстваВычислительного устройства

2 Какая часть измерительной системы воспринимает изменения измеряемого показателя?

3 Какая часть измерительной системы выполняет функцию передачи информации?

Датчики Линия связиРегистрирующее устройствоВычислительное устройство

4 В зависимости от поступающих сигналов все датчики делятся на …

Датчики биомеханических характеристик Датчики динамических характеристикДатчики усилийДатчики биоэлектрических процессовДатчики электрокардиограммы

5 Инструментальные методы контроля за спортсменами делятся на две группы. Какие?

Оптические и оптико-электрические НейрофизиологическиеКардиографическиеМеханоэлектрическиеМетоды киносъемки

6 Кинограммой называют …

7 Циклограммой называется…

Способ регистрации движения спортсмена в трехмерном пространстве Совокупность прерывистых линий, воспроизводящих траектории звеньев движущегося телаОтпечатанный на фотобумаге отрезок кинолентыСовмещенное изображение нескольких поз движущегося объекта

8 Стереосъемкой называется…

Способ регистрации движения спортсмена в трехмерном пространстве Совокупность прерывистых линий, воспроизводящих траектории звеньев движущегося телаОтпечатанный на фотобумаге отрезок кинолентыСовмещенное изображение нескольких поз движущегося объекта

9 Тензоэффект как метод измерения …

10 Пьезоэффект как метод измерения …

Силы УскоренияСкоростиЛинейного перемещенияУглового перемещения

11 Электромагнитная индукция как метод измерения …

Силы УскоренияСкоростиЛинейного перемещенияУглового перемещения

12 Закон Ома как метод измерения …

Силы УскоренияСкоростиЛинейного перемещенияУглового перемещения

13 Эффект Допплера как метод измерения …

Силы УскоренияСкоростиЛинейного перемещенияУглового перемещения

14 Фотоэффект как метод измерения …

Силы УскоренияСкоростиЛинейного перемещенияУглового перемещения

15 Поток электронов выполняет роль переносчика информации при …

16 Радиоволны выполняют роль переносчика информации при …

Гидротелеметрии Проводной телеметриирадиотелеметрии

17 Ультрозвуковые колебания выполняют роль переносчика информации при …

Гидротелеметрии Проводной телеметрииРадиотелеметрии

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ

В процессе комплексного контроля в спорте, специалистами разного профиля (педагоги, врачи, биомеханики, физиологи, биохимики, психологи и др.) собирается множество информации о состоянии спортсмена, что в значительной степени позволяет объективно управлять учебно-тренировочной деятельностью. Цель комплексного контроля – всесторонняя проверка уровня подготовленности спортсмена (физкультурника), проводимая во время этапных или углубленных комплексных обследований, регистрация показателей физического и психического состояния, уровня технико-тактического мастерства, особенностей соревновательной деятельности.

Выбор показателей комплексного контроля зависит от цели тестирования; она же определяет критерии, с помощью которых проверяется надежность и информативность батареи тестов. Программы комплексного контроля в разных видах спорта неодинаковы. В батарею тестов комплексного контроля подготовленности спортсменов должны входить информативные показатели состояния здоровья, телосложения, степени развития волевых и двигательных качеств, технико-тактического мастерства.

Примерные показатели комплексного контроля

Состояние спортсмена

Возможные показатели

Здоровье

Результаты медицинских обследований, подверженность простудным заболеваниям, самочувствие и др

Телосложение

Длина и масса тела; относительные массы мышечного, жирового и костного компонентов; длины, обхваты и массы сегментов тела

Двигательные качества

Время реакции; быстрота стартового разгона; время достижения максимальных значений силы и скорости; предельное время работы заданной мощности; подвижность в суставах

Техническое мастерство

Объем, разносторонность, рациональность, эффективность, стабильность и устойчивость техники

Тактическое мастерство

Объем, разносторонность и рациональность тактических действий

Волевые качества

Различия в спортивных результатах, показанных на соревнованиях с большой и малой ответственностью или в опасных и неопасных условиях

Результаты комплексного контроля оцениваются с помощью выведения итоговой оценки (простой или взвешенной) или на основе метода профилей.

1 Возможные показатели контроля за здоровьем …

2 Возможные показатели контроля за телосложением …

Объем, разносторонность, рациональность, эффективность, стабильность и устойчивость качества выполненных упражнений Результаты медицинских обследований, подверженность простудным заболеваниях, самочувствиеОбъем, рациональность и разносторонность действий спортсменаВремя реакции, быстрота стартового разгона, предельное время работы заданной интенсивности, подвижность в суставахДлина и масса тела, относительные массы мышечного, жирового и костного компонентов; длины, обхвата и массы сегментов тела

3 Возможные показатели контроля за волевыми качествами …

4 Возможные показатели контроля за двигательными качествами …

Объем, разносторонность, рациональность, эффективность, стабильность и устойчивость качества выполненных упражнений Результаты медицинских обследований, подверженность простудным заболеваниях, самочувствиеОбъем, рациональность и разносторонность действий спортсменаВремя реакции, быстрота стартового разгона, предельное время работы заданной интенсивности, подвижность в суставахДлина и масса тела, относительные массы мышечного, жирового и костного компонентов; длины, обхвата и массы сегментов тела

5 Возможные показатели контроля за техническим мастерством …

Объем, разносторонность, рациональность, эффективность, стабильность и устойчивость качества выполненных упражнений Результаты медицинских обследований, подверженность простудным заболеваниях, самочувствиеОбъем, рациональность и разносторонность действий спортсменаВремя реакции, быстрота стартового разгона, предельное время работы заданной интенсивности, подвижность в суставахДлина и масса тела, относительные массы мышечного, жирового и костного компонентов; длины, обхвата и массы сегментов тела

6 Возможные показатели контроля за тактическим мастерством …

Объем, разносторонность, рациональность, эффективность, стабильность и устойчивость качества выполненных упражнений Результаты медицинских обследований, подверженность простудным заболеваниях, самочувствиеОбъем, рациональность и разносторонность действий спортсменаВремя реакции, быстрота стартового разгона, предельное время работы заданной интенсивности, подвижность в суставахРазличия в спортивных результатах, показанных в разной сложности соревнованиях

7 Цель комплексного контроля

Регистрация показателей физической подготовленности Изучение особенностей соревновательной деятельностиИзучение особенностей тренировочной деятельностиВсесторонняя проверка уровня подготовленности спортсмена (физкультурника)

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗРЯДНЫХ НОРМ И ТРЕБОВАНИЙ, ФИЗКУЛЬТУРНЫХ КОМПЛЕКСОВ

На основании Единой всероссийской спортивной квалификации определяются разрядные нормы и разрядные требования . Разрядные нормы существуют в видах спорта, где результат измеряется в шкалах интервалов или отношений, а основные условия проведения соревнований строго стандартизированы (легкая атлетика, плавание и.т.п.).

Разрядные требования устанавливаются в тех видах спорта, где результат определяется числом побед, занятым местом либо измеряется шкалой отношений, но сильно зависит от условий проведения соревнований: профиля дистанции или трассы, скольжения и т.п. (например, в играх, единоборствах, лыжном спорте, парусном спорте и др.). Результаты, показанные на разных соревнованиях, непосредственно сопоставлять в этих видах спорте нельзя.

Метрологическая обоснованность разрядных норм и требований гарантирует справедливость оценок достижений в разных видах спорта.

Действующий ранее в стране физкультурный комплекс физических упражнений ГТО и ныне действующий комплекс - “Президентские состязания” характеризуют:

    уровень развития основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости и др.);

    владение некоторыми жизненно важными прикладными навыками.

Эти комплексы составлены с учетом следующих требований:

результаты тестирования должны быть легко измеряемы; на результат тестирования не должны чрезмерно сказываться особенности телосложения; тесты должны быть простыми, не требовать специального дорогостоящего оборудования, быть пригодными для массовых обследований в полевых условиях.

1 Разрядные нормы существуют в видах спорта, где результат объективно измеряется в …

Шкале наименований (номинальная шкала) Шкале интерваловШкале порядкаШкале отношений

2 Контрольные упражнения физкультурных комплексов характеризуют …

Уровень спортивной подготовленности Владение некоторыми жизненно важными прикладными навыкамиУровень здоровьяУровень развития основных двигательных качествУровень всех двигательных качеств

3 Контрольные упражнения физкультурных комплексов должны удовлетворять следующим требованиям: …

Должны быть пригодными для массовых обследований Должны быть комплекснымиДолжны быть многоконтурнымиРезультаты контрольных нормативов должны быть легко измеряемымиНа результат измерения не должны чрезмерно сказываться особенности телослож

КОНТРОЛЬ ЗА ТЕХНИКОЙ И ТАКТИКОЙ СПОРТСМЕНА

Контроль за технической подготовленностью заключается в оценке того, что умеет делать спортсмен и как он выполняет освоенные движения. Различают два основных метода контроля за техническим мастерством: визуальный и инструментальный . С помощью этих методов определяются такие важные особенности технического мастерства как: объем техники, разносторонность техники, эффективность техники .

Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и в соревнованиях. Тренировочный объем техники спортсмена свидетельствует о его потенциальных возможностях. Соревновательный объем техники вариативен и зависит от квалификации соперника, тактики поединка и т.п. Например, со слабым соперником удается показать больший объем техники, а с сильным – меньший. Отношение соревновательного объема к тренировочному свидетельствует о реализации потенциальных возможностей технического мастерства.

Разносторонность технической подготовленности спортсмена определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен. Тренировочная разносторонность, как правило, выше соревновательной. Частным случаем разносторонности техники является соотношение приемов, выполняемых в правую и левую сторону.

Эффективность техники спортивного движения определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Различают три группы показателей эффективности техники: абсолютную, сравнительную, реализационную. В принципе наиболее эффективной должна быть признана такая техника движения, которая обеспечивает достижение наивысшего результата.

Контроль за спортивной тактикой. Тактикой называется совокупность способов ведения спортивной борьбы. Элементами тактики являются тактические ходы: технико-тактические действия, а также приемы психологического воздействия на соперника, выбора позиции и маскировки намерений. Комбинации тактических ходов называются тактическими вариантами . Тактическим мышлением называется способность быстро оценивать ситуацию и принимать оптимальное решение.

Выделяют пять групп количественных показателей тактического мастерства: общий объем, разносторонность, рациональность, эффективность и освоенность тактики.

Общим объемом тактики называется перечень тактических ходов и вариантов, которыми владеет спортсмен или команда.

Разносторонность тактики показывает, насколько разнообразен тактический арсенал спортсмена или команды.

Рациональность характеризует тактический ход (вариант) безотносительно к конкретному спортсмену. В видах спорта с объективно измеряемыми результатами существует две разновидности тактики, в зависимости от того, какую цель ставит спортсмен перед собой: показать наилучший для себя результат или выиграть данные соревнования у вполне конкретных соперников.

Эффективность тактики характеризует тактическое мастерство конкретного спортсмена. Тактика тем эффективнее, чем ближе она к индивидуально оптимальному варианту. Способ контроля за эффективностью тактики совпадает с контролем за результативностью отдельных технико-тактических действий. В идеале каждый тактический прием должен выполняться успешно.

1 Общее число действий, которые выполняются на тренировочных занятиях и в соревнованиях, определяет…

2 Степень разнообразия двигательных действий определяет …

Эффективность техники Объем техникиРазносторонность технической подготовленности

3 Степень близости техники к индивидуально - оптимальному варианту определяет…

Эффективность техники Объем техникиРазносторонность технической подготовленности

4 Наблюдения за действиями спортсмена непосредственно называется …

5 Наблюдения за действиями спортсмена с помощью видеомагнитофонной техники называется …

Визуальным контролем Инструментальным контролем

6 Использование кинофототехники для регистрации техники движения называется …

Визуальным контролем Инструментальным контролем

7 Тактический ход (вариант), имеющий установку “на результат” или “на выигрыш”, определяет …

8 Количество тактических ходов (вариантов), которыми владеет спортсмен или команда, определяет …

Общий объем тактики Эффективность тактикиРазносторонность тактикиРациональность тактики

9 Разнообразие тактических ходов (вариантов) спортсмена или команды определяет …

Общий объем тактики Эффективность тактикиРазносторонность тактикиРациональность тактики

10 Соответствие тактического мастерства конкретного спортсмена рациональному (оптимальному) варианту определяет …

Общий объем тактики Эффективность тактикиРазносторонность тактикиРациональность тактики

Контроль направлен на сбор, оценивание и анализ необходимой информации о реальном ходе тренировочного процесса и состояния спортсмена. Он охватывает все стороны процесса подготовки и позволяет целенаправленно управлять им.

Планирование и контроль неотделимы друг от друга. С целью получения достоверной и надежной информации в практике спорта используются разнообразные методы контроля: сбор мнений спортсменов и тренеров; анализ рабочей документации тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время тренировки и соревнований определение и регистрация показателей, характеризующих деятельность спортсменов на тренировочных занятиях (хронометрирование, пульсометрия, динамометрия, видеозапись и т.д.); тесты (контрольные испытания) различных сторон подготовленности спортсменов, медико-биологические измерения и др. Контроль в подготовке спортсменов должен предусматривать, прежде всего, оценку тренировочных и соревновательных нагрузок, поскольку они являются основным фактором воздействия на развитие спортивной работоспособности; состояния спортсменов, их подготовленность (физическая, техническая и др.), спортивные результаты спортсменов и их поведение на соревнованиях .

Контроль над тренировочными и соревновательными нагрузками. Говоря о тренировочной нагрузке, следует иметь в виду, что под данным понятием понимают функциональную прибавочную активность организма (относительно уровня покоя или другого исходного уровня), вносимую выполнением тренировочных упражнений, и степень преодолеваемых при этом трудностей (Л.П. Матвеев).

Контроль нагрузок предполагает оценку следующих ее характеристик (М.А. Годик): 1) специализированная нагрузка, т.е. мера сходства данного тренировочного средства с соревновательным упражнением и на основе этого распределение всех средств на специализированные и неспециализированные, определение их соотношения за определенный промежуток времени (год, период, этап, месяц, неделю и одно занятие); 2) координационная сложность нагрузки. Для этого надо выделить признаки, на основании которых все тренировочные средства будут подразделяться на простые и сложные. К числу таких признаков можно отнести скорость и амплитуду движений, наличие или отсутствие активного противоборства, дефицит времени, внезапность изменения ситуации и др.; 3) направленность нагрузки, исходя из преимущественного воздействия применяемого упражнения, его компонентов на развитие того или иного качества или функциональной системы организма. По направленности различают такие группы нагрузок (Н.И. Волков): анаэробная алактатная (скоростно-силовая), анаэробная, гликолитическая (скоростная) выносливость, аэробно-анаэробная (все виды физических способностей), аэробная (общая выносливость), анаболитическая (сила и силовая выносливость); 4) величина нагрузки, а именно: определение абсолютных или относительных показателей объема и интенсивности внешней (физической), либо внутренней (физиологической) стороны нагрузки. В некоторых случаях информативными оказываются комбинированные показатели нагрузки, которые определяются как произведение (или отношение) параметров физической и физиологической нагрузок. Естественно, показатели, используемые для контроля нагрузок, будут различны в зависимости от вида спорта .

Контроль над физической подготовленностью включает измерение уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и связанных с ними способностей. Основным методом контроля в этом случае является метод контрольных упражнений (тестов). При выборе тестов необходимо соблюдать следующие условия: определить цель тестирования; обеспечить стандартизацию измерительных процедур; использовать тесты с высокими значениями надежности и информативности; использовать тесты, техника, выполнения которых сравнительно проста и не оказывает существенного влияния на результаты тестирования; тесты должны быть настолько хорошо освоены, чтобы при их выполнении усилия спортсмена были направлены на достижение максимальных результатов, а не на стремление выполнять движение технически грамотно; иметь максимальную мотивацию на достижение предельных результатов в тестах; иметь систему оценок достижений в тестах .

Степень развития физических способностей определяется с помощью двух групп тестов. Первая группа, в которую входят неспецифические тесты, предназначена для оценки общей физической подготовленности, а вторая группа включает специфические тесты, которые используются для оценки специальной физической подготовленности. Необходимо отметить, что выбор тестов для оценки физической подготовленности во многом зависит от видов спорта, возраста, квалификации спортсменов, структуры годичного или многолетнего цикла спортивной тренировки. Контроль над технической подготовленностью заключается в оценке того, что умеет делать спортсмен и как он выполняет освоенные движения -- хорошо или плохо, эффективно или неэффективно, результативно или нерезультативно. В процессе контроля оценивается объем, разносторонность, эффективность и освоенность техники движений. Первые два критерия отражают количественную, а последние два -- качественную сторону технической подготовленности.

Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. В этом случае технику оценивают по факту исполнения конкретных технических действий: выполнил -- не выполнил, умеет -- не умеет. С этой целью используют визуальные наблюдения, видеозапись, киносъемку.

Разносторонность определяется степенью разнообразия технических приемов, которыми владеет спортсмен. Например, в спортивных играх и единоборствах -- это степень разнообразия атакующих и защитных действий. Информативным показателем разносторонности техники является частота использования разных технических приемов и их соотношение в тренировочных или соревновательных условиях .

Эффективность техники спортивного движения определяется по степени ее близости к оптимальному варианту. В зависимости от того, как она определяется: на основе сопоставления: с каким-либо эталоном или с техникой спортсменов высокой квалификации или с результатами в соревновательном и контрольном упражнении -- различают абсолютную, сравнительную и реализационную эффективность техники .

При определении эффективности техники применяют три вида оценок -- интегральные, дифференциальные и дифференциально-суммарные. Интегральные -- оценивают эффективность техники упражнения в целом: дифференциальные связаны с оценкой некоторых элементов соревновательного или тренировочного упражнения: дифференциально -- суммарные -- определяются на основе суммирования эффективности отдельных элементов техники спортивного упражнения.

Похожие публикации