Портал образования. Вокальные упражнения по развитию вокально-хоровых навыков Упражнения для детского хора

вокальный ансамбль слух школьник

В процессе вокальной работы яснее проявляется тембр голоса, что является основанием для классификации голосов на «сопрано» и «альты».

Певческое дыхание в трудах Г. Соколова, Г. Стуловой выделяется как основа постановки голоса. По мнению педагогов, дети должны пользоваться грудо-брюшным дыханием (формирование как у взрослых).

Непременно нужно контролировать и проверять каждого ученика, насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, при совершенно опущенных и свободных руках.

При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается к таким заданиям. Закрепить эти навыки можно на упражнение дыхания без звука:

· Маленький вдох - произвольный выдох.

· Маленький вдох - медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати.

· Вдох со счётом на распев в медленном темпе.

· Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.

Такое упражнение можно повторить, поднимая и наклоняя голову - без остановок, а так же поворачивая голову направо и налево.

Нужно заметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

Очень многие педагоги-вокалисты в своей практике уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука. Идёт переключение учащегося на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания. Ведь умеренный вдох и медленный выдох создают правильную установку мышц, и вырабатывает физическую упругость и выносливость.

Осмысленное и качественное выполнение упражнений на дыхание при распевании приводит к тому, что при разучивании произведений мышцы сразу будут принимать правильное положение при взятии дыхания.

Распевание является начальным этапом пения. Его следует начинать с наиболее ярких звучащих тонов, то есть примарных тонов. У альтов это миb - фа1, сопрано соль1 - ля 1. Но поскольку у всех детей разная природа голоса, то бывают отклонения от нормы, и это можно рассматривать как вариант нормы, но не исключение.

Принципы подбора вокальных упражнений.

В использовании распевания в начале занятия выделятся 2-е функции:

2) Развитие вокально-хоровых навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.

Подготовка к работе - создание эмоционального настроя, и введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).

Основные недостатки в пении у детей - это неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные), плохая дикция, короткое и шумное дыхание.

Распевание вокального ансамбля организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).

На распевание отводится в начале 10-15 минут, причём лучше петь стоя. Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и использоваться систематически. При распевании руководитель ансамбля должен давать различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке. Дети должны знать, на выработку какого навыка используется то или иное упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Распевание необходимо тесно связывать с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песенным материалом.

Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, представляя собой попевки изучаемого материала (обычно берутся, трудные места). Все педагоги утверждают, что упражнения не должны быть самоцелью в работе: это лишь средство овладения навыком.

В распеваниях не всегда следует доходить до кратких звуков диапазона (например у сопрано до звуков ляb - сиb II октавы - профессиональной подготовленной работой; до фа - фа II октавы в школьном хоре).

А.В. Свешников работал a"cappella без поддержки рояля и начинал пение с гласной «а» на одном звуке, хотя и считал её самой трудной гласной в пении. При рассмотрении певческой традиции гласная «а» наиболее звучащая гласная, так как дети по своей певческой природе поют естественно и непринужденно. В их манере пения не утрачены качества, которые со временем модифицируется у взрослых.

Чтобы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние, полезно начинать распевание как бы с «настройки». Петь в унисон закрытым ртом. Упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном непрерывном (цепном) дыхании, мягкие губы не совсем плотно сомкнутые. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. В дальнейшем это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности - крещендо и диминуэндо (< >).

Это упражнение можно петь на слоги «ма» и «да». Оно приучит детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «М, Д» упругими губами. Очень удобно на слоги «лю», «ле», потому как это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «ю», «е» поются очень близко, упругими губами.

Если при очередном перенесение звука на соседний появляется большое напряжение, то это свидетельствует о нарушение координации в работе голосового аппарата. В этом случае следует вернуться в примарную зону, откуда было начато упражнение снять форсировку и обратить внимание на певческую установку. Примарная зона - тон свободной речи.

Это упражнение может быть полезным для развития динамического диапазона. Начинать пение надо со средней звучности, затем исполнять звук на mf, следующий на mp, и так чередуя. Этот принцип пропевания надо оставлять на всех высотных положениях звуков.

Соединения с сонорными согласными на одном звуке.

По мере того как закрепляется освоение исполнения на одной ноте с ансамблем унисона, следует постепенное расширение диапазона (секунда, терция, кварта и т.д.).

Следующие распевание поступенное нисходящее, или восходящее движение, так как в зависимости от движения, звучание голоса настраивается на фальцетное, или грудное. Диапазон этого распевания до1 (ре)1 - ля1 (си)1 октавы по хроматической гамме.

Распевание на слоги с буквой «И» полезны для осветления звука, помогает уйти от глухого звучания, устранять носовой призвук, естественно при правильном формировании.

Упражнения пропевают в восходящем и нисходящем направлении на один и тот же слог. Но при пение сверху вниз педагог должен следить за формированием верхнего звука, и при переходе на полутоны петь их «узко», иначе остальные звуки потеряют высокую певческую позицию, и интонацию.

Следующее упражнение основано на пропевании фраз с повторяющимся слогом при переходе на следующий звук.

Кантилена - основа пения. Одна из основных задач руководителя - научить ансамбль петь legato. За штрихом legato следует разучивать и другие штрихи non legato, marcato. Освоение навыка пения на legato способствует закреплению навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания. Плавность в пении и необходимость следить за скоростью и одномоментностью переходов - необходимость для кантилены в пении. Это упражнение ещё служит для чистоты интонирования интервалов, от секунды до октавы.

Следующие упражнение на освоение staccato, когда достаточно прочно усвоено legato, non legato, marcato.

Staccato требует более техничного и глубокого владения мышцами, при опёртом на дыхании звуке, четкой фиксации на высоком положении звука и чистого интонирования на высокой вокальной позиции. Упражнение на совмещение legato и staccato является обязательным.

По мнению А. Свешникова, желательно, чтобы дети к концу 1 полугодия освоили пение трезвучий на слоги «на», «на», следя за формированием звука, без нажима на горло (нижние звуки).

Распевки существуют и для развития динамического диапазона. Так называемые в работе - нюансы (крещендо, диминуэндо) вводится постепенно. Здесь внимание ещё должно быть сосредоточено, чтобы тонус мышц голосового аппарата оставался таким же активным как на пиано, так и на форте.

В работе над нюансами следует избегать разного перехода к «р» или «f». Это должно быть плавное изменение звучности, что считается очень сложным в исполнительской практике. Для достижения крещендо необходимо позаботится о хорошем активном пиано, и наоборот. Работа начинается с освоения динамических переходов на одном звуке.

Упражнение так же развивают подвижность голоса. Начинают исполнять в умеренном темпе и постепенно переходят к более быстрому. Часто присутствует на начальном этапе тенденция «смазывания» более сложным упражнения на вокализацию, т.е. распевание 1-й гласной буквы.

Когда дети приобрели опору певческого дыхания, полезно изучить упражнения на слоги «хи», «ха» поступенно в диапазоне квинты, вниз и верх по полутонам.

Придыхательная согласная «х» снимает мышечное перенапряжение с гортани и при правильном использование смягчает атаку звука. Придает ровность пению, а так же способствует лучшему интонированию и вокализации той буквы, с которой сочетается. Однако при неправильной дыхательной опоре, звук может опустится на гортань и перенапрячь её.

Примерно через 1,5-2 месяца после начала занятий можно применять упражнения на филирование звука. Это позволяет детям тренироваться на дыхании опору звука, петь по руке дирижера и тренировать навык динамической гибкости.

Последующие упражнения составлены с целью увеличения фраз. Подобное упражнение - активность голосообразующих органов - это, и служит для развития подвижности голоса.

Освоение таких упражнений помогает детям установить взаимосвязь скорости пения и легкости регистрового звучания. Педагог в таких случаях дает исполнительские установки: «меньше «работы» связками», «не «грузить» каждую ноту, слегка дотрагиваться». Подвижность голоса и есть меньшая работа связок, формирование звучания, приближенному к фальцетному.

При работе над тембром главная цель - сглаживание регистровых переходов, то есть одинаковое выровненное звучание голоса во всём диапазоне. Для подобного рода упражнений сначала используют восходящее и нисходящее поступенное пропевание звуков, затем использование скачков с заполнением. Расширение скачков происходит постепенно, в зависимости от успешности работы и быстроты освоения детьми элементарных принципов этой работы.

Навыки, формирующиеся во время распевок, впоследствии становятся рефлекторными и, по сути, использование одного упражнения помогает в формировании целого комплекса навыков. Эти упражнения обязательно должны быть выбраны в определённой последовательности. Это не означает, что нужно выбирать много распевочных упражнений: много распевок - много задач, а это перегрузкой для детей. В таком режиме невозможно приобретения навыка.

Ещё один аспект: в работе над упражнениями - не пытаться добиться всего и сразу на одном занятие, иначе подобное действо в любом случае будет обречено на провал, поскольку перед певцами будут ставиться непосильные задачи.

Дикция (греч.) - произношение. Критерий достижения хорошей дикции в хоре - это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Работая над дикцией с вокальным ансамблем, хормейстеры обычно стараются научить певцов как можно чётче и яснее произносить согласные. Это совсем неплохо, потому что именно ясность согласных помогает, понять текст произведения. Формирование гласных и произношение их так же необходимо. Необходимо научить вокальный ансамбль и приёму редуцирования и продолжительности выдерживания звука на гласных, нейтрализация гласных, произнесение их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования чем в речи, быстрому произношению согласных с оттеснениями их внутри слова к последующему гласному. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом дыхания.

Работа над гласными.

Основной момент в работе над гласными - воспроизведение их в чистом виде, то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции.

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания вокального ансамбля и достижение унисона в вокальных партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.

А.В. Свешников составил схему выравнивания гласных, которую по его выражению, применял в зависимости от того, «что требуются звукам» (осветление, озвончение или округление). По этой схеме выравнивание можно начинать с любой, лучше всего звучащей гласной в ансамбле, когда каждое звено при пении охватывало все гласные.

Округление гласных осуществляется за счёт прикрытия звука. Не следует путать это понятие с сонбированием, то есть затемнением.

Таблица 1

а - е - и - а

а - е - о - а

а - е - у - а

е - а - и - е

е - а - о - е

е - а - у - е

и - а - е - и

и - а - о - и

и - а - у - и

о - а - и - о

о - а - е - о

о - а - у - о

у - а - и - у

у - а - е - у

у - а - о - у

а - и - е - а

а - и - о - а

а - и - у - а

е - а - а - е

е - и - о - е

е - и - у - е

и - а - а - и

и - е - о - и

и - е - у - и

о - е - а - о

о - е - и - о

о - е - у - о

у - е - а - у

у - е - о - у

у - е - и - у

а - о - и - а

а - о - е - а

а - о - у - а

е - о - а - е

е - о - и - е

е - о - у - е

и - о - е - и

и - о - а - и

и - о - у - и

о - и - а - о

о - и - е - о

о - и - у - о

у - и - а - у

у - и - е - у

у - и - о - у

а - у - и - а

а - у - е - а

а - у - о - а

е - у - а - е

е - у - о - е

е - у - и - е

и - у - е - и

и - у - е - и

и - у - о - и

о - у - а - о

о - у - е - о

о - у - и - о

у - о - а - у

у - о - и - у

у - о - е - у

С точки зрения работы артикуляционного аппарата образование гласного звука связана с формой и объёмом ротовой полости. Формирование гласных в высокой певческой позиции в вокальном ансамбле представляет определённую трудность.

Звуки «У, Ы» - формируются и звучат более глубоко и далеко. Но фонемы имеют устойчивое произношение, они не искажаются, в словах эти звуки труднее поддаются, индивидуализированному произношению, чем «А, Е, И, О». У разных людей они звучат приблизительно одинаково.

Отсюда и следует специфическое хоровое применение этих звуков при исправлении «пестроты» звучания. И унисон достигается легче именно на этих гласных, а также выравнивается звук тембрально. При работе с произведениями, после пропевания мелодии на слоги «ЛЮ», «ДУ», «ДЫ» - исполнение со словами приобретёт большую ровность звучания. Обязательное условие для певцов в такой ситуации - сохранения одинаковой установки артикуляционных органов, как при пении гласных «У и Ы».

Звук «у» требует высокого подсвязочного давления, естественной певческой установки гортани. Использование гласной «У», особенно на начальном этапе работы над певческим навыком в хоре, важно для выработки певческого дыхания, ликвидация горлового пения, форсированного звучания, возникающего у певцов от неправильного положения гортани. С применением мягкой атаки эта гласная помогает сглаживать регистры на переходных звуках и округлять их. Свешников считал гласную «У» головной, пение которой вырабатывает высокую вокальную позицию. И поскольку «У» является «тёмной» гласной, долгое пение на ней приводит к «тусклому звучанию». А.В. Свешников рассветлял её на упражнениях с последовательным пением «У - А».

Гласная «Ы» является производной от «И», и если в речи «Ы» звучит мгновенно, в пение он фиксируется протяженностью звука.

Чистый гласный звук «О» обладает свойствами, что «У, Ы» но в меньшей степени.

Наибольшую пестроту в пение придаёт гласный звук «А», поскольку разными людьми произносится по-разному, в том числе у разных языковых групп, это следует учитывать, исполняя произведение на иностранных языках. Например, у итальянцев - «А» из глубины глотки, у англичан - глубоко, а у славянских народов гласная «А» имеет плоское грудное звучание. Использование этой фонемы в занятиях с начинающими учениками нужно весьма осторожно. А. Свешников начинал обучение с гласной «А», продолжая традицию педагога-вокалиста И.П. Пряникова: «У большинства певцов хороший звук легче всего образуется на гласной «А», потому что при нём части рта и языка находятся в натуральном положении». Так же А.В. Свешников считал эту букву одной из самых сложных, требующей округления (ближе к о): «Гласная «А» есть основа голоса, и главный подводный камень…основательное изучение её имеет особое влияние на все остальные гласные.

Звуки «И, Э» - стимулируют работу гортани, вызывают более плотное и глубокое смыкание голосовых связок. Их формирование связано с высоким типом дыхания и положением гортани, они осветляют звуки и приближают вокальную позицию. Но эти звуки требуют особого внимания в отношение округления звука.

Гласная «И» должна приближённо звучать к «Ю», иначе приобретает неприятный, пронзительный характер. И то бы звучание не было «узким» Свешников считал необходимым соединять её с гласной «А» (И-А).

Гласная «Е» должна быть сформирована как бы от артикулярного уклада «а».

Гласные «Э, Ю, Я, Ё» благодаря скользящему артикулярному укладу исполняются легче, чем чистые гласные.

Таким образом, работа над гласными звуками заключается в достижение чистого произношения в сочетание с полноценным певческим звучанием, что определяет качество звучания.

Работа над согласными.

Формирование согласных в отличие от гласных связано в возникновение преграды на пути тока воздуха в речевом такте. Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия голоса в их образовании.

Следуя из функции голосового аппарата на 2-е место после гласных, следует поставить сонорные звуки: «М, Л, Н, Р». Они получили такое название, так как могут тянуться, нередко стоят наравне с гласными. Этими звуками добиваются высокой певческой позиции, и разнообразия тембровой краски.

Далее звонкие согласные «Б, Г, В, Ж, З, Д» - образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов. Звонкими согласными, как и сонорными добиваются высокой певческой позиции и разнообразия тембровой краски. На слоги «Зи» достигают близости, лёгкости, прозрачности звучания.

Глухие «П, К, Ф, С, Т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов. Это не звучащие звуки, а направляющие. Им свойственен взрывной характер, но на глухих согласных гортань не функционирует, легко избежать форсированного звучания при вокализации гласных с предшествующими глухими согласными. На начальном этапе это служит выработки чёткости ритмического рисунка и создаёт условия, когда гласные приобретают более объёмное звучание («Ку»). Считается что согласная «П» хорошо округляет гласную «А».

Шипящие «Х, Ц, Ч, Ш, Щ» - состоят из одних шумов.

Глухую «Ф» хорошо использовать в упражнениях на дыхание без звука.

Основное правило дикции в пении - быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных: активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щёчных и губных мышц, кончика языка. Для достижения чёткости дикции особое внимание следует обратить работе над развитием кончика языка, после чего язык полностью становится гибким. Необходимо работать над эластичностью и подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости гортани.

Для тренировки губ и кончика языка можно использовать разные скороговорки. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» и т.д. Все слова произносить твёрдыми губами, при активной работе языка. Продвигать с постепенно усложняющимися задачами. Вначале медленно и чётко, потом ускорять темп, нюансы и т.д.

Часто возникают проблемы с произношением глухих согласных в конце слов, что требует внимания и дирижера и ансамбля. Гласные в сочетании с сонорными звуками легче округляются, смягчают работу гортани позиционно приближают звук. На глухих согласных функция гортани выключена. При зажатости мышц гортани необходимо использовать сочетания слогов «по», «ку», «та» и т.д. Педагоги-вокалисты сформулировали следующие рекомендации.

· При гнусавости применять гласные «А, Э» и в сочетании с губными согласными.

· Открытый «белый звук» устраняется при пение гласных «У, О» в сочетание с сонорными «М, Л».

· Горловой призвук убирать при помощи гласных «О, У» в сочетание с глухими согласными

· Согласные окончания присоединяются при пении к последующему слогу, это будет как распевание гласных. Если 2-е гласные стоят рядом, в пении их нельзя сливать - вторую гласную спеть на новой атаке.

Согласные в пение произносятся коротко, по сравнению с гласными. Шипящие и свистящие «С, Ш» необходимо укорачивать, потому что они хорошо прослушиваются, что при пение будет создавать впечатление шума, свиста.

Для соединения и разъединения согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми, или приблизительно одинаковыми согласными звуками (д-т; б-п; в-ф), то в медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять, а в быстром темпе, когда такие звуки приходятся на мелкие длительности, их нужно подчеркнуто соединять.

Особенности произношения согласных.

Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие или глухие. Перед глухими согласными звонкие оглушаются. Например: «У берёз (с) поникли…»

Зубные согласные «Д, З, С, Т» перед мягкими согласными смягчаются: дьвенадцать, ка(зь)нь, пе(сь)ня и т.д.

Звук «Н» перед мягкими согласными произносится мягко: стра(нь)ник.

Звуки «Ж, Ш» перед мягкими согласными произносится твёрдо: прежний, вешний.

Возвратные частицы «ся» и «сь» на конце слов произносятся твёрдо «как» «са» и «с».

Сочетание «чн» «чт» «как» «шн» «шт»: ску(ш)но, коне(ш)но.

В сочетаниях «стн» «здн» согласные «т, д» не произносятся: гру(сн)о, по(зн)о.

Сочетание «сш» «зш» в середине слова и на стыке слова с предлогом произносятся как твёрдое долгое «ш»: бе(шш)умно, а на стыке 2-х слов - как написано: произнёс шепотом.

Сочетание «сч» и «зч» уподобляются долгому «щ»: (щщ)астье, изво(щщ)ик.

Сонорный «р» произносится утрированно как и все глухие.

Условием ясной дикции является безупречный ритмический ансамбль. Произношение в вокальном ансамбле согласных требует повышенную активность произношения.

Работа над ритмической чёткостью.

Развитие ритмического чувства начинается с первого же момента работы вокального ансамбля. Уже во время пения певцы должны относиться к ритму вполне сознательно. Длительности должны активно отсчитываться.

Способы счёта:

Вслух хором называть ноты с соблюдением ритмического рисунка;

Простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни.

После этой настройки сольфеджировать, а уж потом петь со словами.

Ритмические особенности ансамбля вызываются также общими требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. При смене темпов или при паузах не допускать удлинения, или укорочения длительности. Важную роль играет одновременное вступление поющих - после взятия дыхания, атаки и снятия звука. Методический прием исправления - реакция на изменение темпа по руке дирижера.

В профессионально обученных детских вокальных коллективах, для выразительности и точности ритма применяют упражнения на ритмическое дробление, что впоследствии переходит во внутреннюю пульсацию, и придаёт тембровую насыщенность. Метод дробления один из самых эффективных и давно применяется педагогами.

Когда в процессе работы - яснее проявляется тембр, тогда классифицируют голоса на сопрано и альты.

Певческое дыхание.

По мнению многих хоровых деятелей, дети должны пользоваться грудо - брюшным дыханием (формирование как у взрослых).

Непременно нужно контролировать и проверять каждого ученика насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.

При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается. Закрепить эти навыки можно на упражнение дыхания без звука:

Ш Маленький вдох - произвольный выдох.

Ш Маленький вдох - медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати.

Ш Вдох со счётом на распев в медлином темпе.

Ш Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.

Подобное упражнение можно повторить поднимая и наклоняя голову - без остановок, а так же поворачивая голову на право и налево.

Нужно заметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

Очень многие педагоги вокалисты в своей практике уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука. Идёт переключение учащегося на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания. Ведь умеренный вдох и медленный выдох создают правильную установку мышц, и вырабатывает физическую упругость и выносливость.

Следовательно, когда будет разучиваться произведение, мышцы будут принимать правильное положение, при взятии дыхания.

И чем серьезней будет выполнятся упражнение на дыхание, тем качественней это найдётся применение на практике, уже в хоровых произведениях.

Начальный этап пения является распевание. Его следует начинать с наиболее ярких звучащих тонов, т.е. примарных тонов. У альтов это ми b - фа 1 , сопрано соль 1 - ля 1 . Но поскольку у всех детей разная природа голоса, то бывают отклонения от нормы и это можно рассматривать как исключение.

Принципы подбора вокальных упражнений.

Занятия как правило начинают с распевания, здесь можно выделить 2-е функции:

2) Развитие вокально хоровых навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.

Подготовка к работе - создание эмоционального настроя, и введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).

Каковы же наиболее распространенные недостатки в пении у детей?

Это неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные) плохая дикция, короткое и шумное дыхание.

Распевание хора организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).

На распевание отводится в начале 10-15 минут, причём лучше петь стоя.

Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически. При распевании (пусть и кратковременном) руководитель хора должен давать различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, потому как дети будут знать на выработку какого навыка дано это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Распевание должно быть тесно связано с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песенным материалом.

Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, чаще это напевки изучаемого материала (обычно берутся, трудные места).

Важный момент! Эти упражнения разного рода не должны быть самоцелью в хоровой работе, это лишь средство овладения навыком.

В распеваниях не всегда следует доходить до кратких звуков диапазона (например у сопрано до звуков ля b - си b II октавы - профессиональной подготовленной работой; до фа - фа II октавы в школьном хоре).

А.В. Свешников работал a"cappella без поддержки рояля и начинал пение с гласной «а» на одном звуке, хотя и считал её самой трудной гласной в пении. Ведь если рассматривать певческую традицию гласная «а» наиболее звучащая гласная, потому как дети по своей певческой природе поют естественно и непринужденно. В их манере пения не утрачены качества которые со временем модифицируется у взрослых.

Что бы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние хорошо начать распевание как бы с «настройки». Петь в унисон закрытым ртом (приложение 1)

Это упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном??? непрерывном??? (цепном), мягкие губы не совсем плотно сомкнутые. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. В дальнейшим это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности (< >).

Это упражнение можно петь на слоги ма и да . Это упражнение приучит детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «Н, Д» упругими губами. Очень удобно на слоги лю , ле , потому как это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «Ю, Е» поются очень близка, упругие губы.

Если при очередном перенесение звука на соседний появляется большое напряжение то это свидетельствует о нарушение координации в работе голосового аппарата. В этом случая следует вернуться в примарную зону, откуда было начато упражнение снять форсировка и обратить внимание на певческую установку. Примерная зона - тон свободной речи.

Это упражнение может быть полезным для развития динамического диапазона, начать со средней звучности. Ноту на mf, следующей на mp и так чередуя. Этот принцип пропевания надо оставлять на всех высотных положениях звуков.

Соединения с сонорными согласными на одном звуке.

По мере того как продвигаются успехи пения на одной ноте с ансамблем унисона, следует постепенное расширение диапазона (секунда, терция, кварта и т.д.).

Следующие распевание поступенное нисходящее, или восходящее движение, так как в зависимости от движения звучание голоса настраивается на фальцетное, или грудное. Диапазон этого распевания до 1 (ре ) 1 - ля 1 (си ) 1 октавы по храматич??? (приложение 2).

Распевание с буквой «И» - полезны. Сама буква светлая очень, помагает уйти от глухого звучания, устранять носовой призвук, естественно при правильном формировании. Развивает энергетику. Хороша применения в распевках для???

Также упражнения пропевать сверху вниз на те же слоги. Но при пение сверху вниз педагог должен следить за формированием верхнего звука, и при переходе на полутоны петь их «узко», иначе остальные звуки потеряют высокую певческую позицию, и интонацию. И сверху вниз пропевается потому, что снисходящие движение более естественно, чем восходящие.

Следующее упражнение пропевание фраз с повторяющимся слогом при переходе на следующий звук (приложение 3). Обучение пению на легато (приложение 4) это самое сложное.

Кантилена - основа пения. Одна из основных задач хормейстера, научить хор петь legato. За штрихом legato следует и другие штрихи non legato, marcato. Причём обучение петь на legato способствует закреплению навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания. Плавность в пении и необходимость следить за скоростью и одномоментностью переходов - необходимость для кантилены в пении (приложение 5). Это упражнение ещё служит для чистоты интонирования интервалов, от секунды до октавы.

Следующие упражнение на staccato, когда достаточно прочно усвоено legato, non legato, marcato.

Staccato требует более техничное и глубокое владение мышцами, при

опёртом на дыхание звуке. Четкая фиксация на высоком положение звука и чистое интонирование на высокой вокальной позиции (приложение 6). упражнение на совмещение legato и staccato, является обязательным.

Хорошо менять штрихи с staccato переходить на legato. Перенесение плотного краевого??? связан, полученного при пении staccato на legato. При пении на staccato необходимо следить, что бы при пении гласных, при атаке не допускался призвук согласного «Х», а при legato наблюдать, что бы не было толчков, при переходе на соседние звуки! Опасная буква «У» вырабатывает высокую вокальную позицию. Хорошо для состояния певческого аппарата естественное положение. Параллельно идёт работа над выравнивании гласных, пропеваемых плотным, опёртым звуком (приложение 7).

И по мнению Свешникова - желательно что бы дети к концу 1 полугодия освоили пение Трезвучий следя за формированием звука, (без нажима на горло (нижние звуки)) на слоги «на», «на». Это упражнение развивает диапазон. Цель выравнивания регистрового звучания (приложение 8). индивидуальное занятие дополнит хоровым, полезно упражнение квинтами (приложение 9).

Распевки существуют и для развития динамического диапазона. Так называемые в работе - нюансы (крещендо, диминуэндо) вводится постепенно. Здесь внимание ещё должно быть сосредоточено, что бы тонус мышц голосового аппарата оставался таким же активным Р, как и форте.

В работе над нюансами следует избегать разного перехода к р, или f, это должно быть главное изменение звучности и считается очень сложным в исполнительской практике. Сначала отрабатывают на??? на одном звуке. Что бы получилось??? крещендо, надо позаботится, о хорошем активном пиано, и наоборот.

Воспитанник хорового училища В. Кирюшкин вспоминал: «Свешников делал то,что никто теперь не делает, - заставлял нас петь чистыми квинтами. А что такое чистые квинты? Это первые обертоны, это подстраивание не под темперированный, а под чистый строй. Когда дети приобрели опору певческого дыхания полезно дать упражнения на слоги хи-ха поступенно в диапазоне квинты, вниз и верх по полутонам.

Придыхательная согласная «Х» снимает мышечное перенапряжение с гортани и при правильном использование смягчает атаку звука. Придает ровность пению, а так же способствует лучшему интонированию и вокализации той буквы с которой сочетается.

Однако при неправильной дыхательной опоре, звук может опустится на гортань и перенапрячь её.

Примерно через 1,5-2 месяца после начала занятий можно применять упражнения на филирование звука. Это позволяет детям тренироваться на дыхании опору звука, петь по руке дирижера и тренировать навык динамической гибкости (приложение 10).

Последующие упражнения составлены с целью увеличения фраз (способствует также продолжительности выдоха) (28). Подобное упражнение - активность голосообразующих органов - это, и служит для развития подвижности голоса.

Из подобного рода упражнении делаю вывод, что дети должны помнить чем быстрее темп тем голос должен быть легче реестрового звучания. Меньше «работы» связками. Не «грузить» каждую ноту а дотрагивается. Подвижность голоса и есть меньшая работа связок, использование звучания ближе к фальцетному.

Существует и работа над тембром, и главная цель этой работы - сглаживание реестровых переходов т.е. одинаковое выровненное звучание голоса во всём диапазоне. Для подобного рода упражнений сначала используют восходящее и нисходящее поступенное пропевание звуков, затем использование скачков с заполнением. Расширение скачков происходит постепенно, в зависимости, насколько успешно проходит работа и как быстро дети освоят элементарные принципы над этой работай.

В заключение скажу, что навыки формирующиеся во время распевок в следствии становятся рефлекторными. И по сути в одном упражнение моно выявить целый комплекс выработки навыков. Эти упражнения обязательно должы быть выбраны в определённой последовательности, и не важно количество, но это не значит, что нужно выбирать много распевачных упражнений так как, там будет чрезмерные задачи это будет перегрузкой детей, следовательно отсутствие приобретения навыка.

Ещё один аспект: в работе над упражнениями следует идти меньшими шашками, т.е. не пытаться добиться всего и сразу на одном занятие, иначе подобное действо в любом случае будет обречено на провал, поскольку перед певцами будет ставится непосильные задачи.

Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в детском хоровом коллективе.

Введение:

Детское хоровое пение – один из самых распространенных, общедоступных видов музыкально-эстетического воспитания детей, это – коллективное музицирование, процесс творчества, процесс обучения; это – возможность обратиться к хоровой музыке как к источнику и способу развития ребенка.

Воспитательные и образовательные возможности хоровых занятий влияют не только на развитие эмоционально-эстетической сферы ребенка но и на его интеллектуальное развитие, на формирование речи, мышления.

В процессе хоровых занятий развивается и воспитывается певческий голос, музыкальный слух, вырабатываются певческие умения и навыки. А необходимым условием выработки певческих навыков являются вокальные упражнения, то есть целенаправленные повторяемые специально организованные вокальные действия используемые при распевании.

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию вокально- слуховых навыков. Распевание- это путь к овладению техническими основами вокального искусства. Распевание проводится в начале занятия, дает определенную настройку певческому аппарату, упражнения должны органично связываться с работой над репертуаром, должны носить универсальный характер, принципиальное значение имеет стабильность некоторых приемов используемых из года в год, так же необходимо периодически пополнять группу приемов.

Систематическое пение определенного количества стабильных упражнений облегчает наблюдение за певческим развитием детей из урока в урок, из года в год, способствует быстрейшему возникновению у поющих устойчивых певческих навыков.

Вокальные задачи в процессе распевания :

Одной из главных задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

    певческую установку;

    певческое дыхание и опору звука;

    высокую вокальную позицию;

    точное интонирование;

    ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

    использование различных видов звуковедения;

    дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Все вокальные навыки тесно взаимосвязаны, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

1. Элементарные навыки певческо­го вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных .

Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей.На первом этапе обучения вполне до­статочно объяснить детям три общих правила, ка­сающихся певческого дыхания:

1. Вдох надо делать быстро, легко и незамет­но (не поднимая плеч);

2. После вдоха перед пением следует на корот­кое время задержать дыхание.

3. Выдох производить ровно и постепенно (как будто ты дуешь на зажженную свечу).

С этими приемами дыхания можно вначале познакомить детей без пения, по знаку учителя. Но дыха­ние - это часть единого певческого комплекса, и поэтому отдельно взятые дыхательные упражнения мало приносят пользы. Качество зву­ка определяется лишь в процессе пения, с участи­ем всех компонентов певческого аппарата, и нель­зя надеяться, что если ученик научится делать долгий выдох без пения, то он обязательно будет хорошо петь. Умение петь связно, красивым, округленным и ровным звуком зависит, прежде всего, от правиль­ного формирования гласных. Согласные же играют роль в искусстве дикции.

Для этого необходимо знать артикуляционные свойства гласных при пении:

Гласный А лучше всего раскрепощает голосовой аппарат, освобождая его от зажатости и напряжения, больше, чем другие гласные, требует округленности звучания, что достигается путем его при­ближения к О

. Гласный О обладает теми же свойствами, что и округленный звук А , но более затемнен по тембру. Глоточная полость на О принимает его округлую форму и несколько более расширена, чем при пе­нии на А.

Гласный И обладает, с одной стороны, такими положительными качествами, как собранность и острота звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», с другой - на­именьшей природной громкостью из-за узости фор­мы рта при пении этого звука.

Работа над И полезна для устранения таких недостатков, как тусклое и глухое звучание голоса. Но в случаях зажатости звука применение этого гласного должно быть весьма осторожным и педа­гогу следует сначала обратить внимание на устра­нение этого недостатка.

Наиболее «темным», «глубоким» и «малогром­ким» среди всех гласных является звук У , при ис­полнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Гласный У способствует вы­равниванию звучания других гласных.

Имеются еще сложные, йотированные звуки Е , Ю , Я , Ё , представляющие собой сочетание гласных Э , У , А , О с полугласным Й . Так, например, е состоит из Й +Е. Особен­ность пения йотированных гласных состоит в том, что в них сразу же после Й звучит простая гласная, то есть Е-Э. Йотированные гласные приносят большую поль­зу, помогая устранению вялости, тусклости и ин­тонационной расплывчатости звука.

В работе над гласными важно добиваться округленности звука, его высокой позиции, иначе говоря, звонкости, остроты звучания.

При работе над высокой позицией практикует­ся предварительное пение закрытым ртом, при ко­тором поднимается мягкое нёбо и во рту создается ощущение купола. До­стижению остроты и звонкости помогает также ис­пользование йотированных гласных и слогов с на­личием полугласного Й , который ставится не впе­реди, а позади гласной: Ай , Ой, Эй. Эти слоги-меж­дометия часто употребляются в русских народных песнях и составляют одну из характерных особен­ностей национальной народно-песенной кантилены.

При обучении детей правильному пению глас­ных звуков следует тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуля­ционного аппарата.

2. Развитие протяженности дыха­ния. Работа над кантиленой и дикцией.

Протяженность дыхания достигается работой над экономным и более или менее продолжитель­ным выдохом. Для продолжительного выдоха не­обходимо научиться делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. При небольшом вдо­хе дыхание расходуется быстро, а слишком глубо­кий вдох приводит к неровному и напряженному выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного дыхания можно петь длинные фразы на одном вдохе. Вторая задача на­учить детей связному и отчетливому исполнению гласных в сочетании с согласными, иначе говоря, певческой кантилене и дикции. Все согласные делятся на звонкие и глухие. При произнесении звонких согласных включаются голосовые связки (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р). Глу­хие согласные имеют шумовой характер и произно­сятся без помощи голосовых связок (к, п, с, т, ф, х. ц, ч, ш, щ).

Среди звонких согласных выделяются так на­зываемые «сонорные», которые содержат элементы вокального звучания (л, м , н, р). Сонорные соглас­ные играют в пении особенно важную роль. Четкость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, а также губ и мяг­кого нёба, оказывают большое влияние на ха­рактер атаки звука, то есть начального момента звукообразования, связанного с большей или мень­шей активностью смыкания голосовых связок. На­пример, согласный д в сочетании с гласным а (да) способствует твердой атаке; согласный л в соче­тании с гласными я, е, ё (ля, ле, лё) помогает мяг­кой атаке звука. Если дети поют чересчур «жестким» звуком, то для его «размягчения» можно применять слоги с согласным л (ля, лё, лю , ли), а при звуковой вя­лости полезно петь слоги с согласным д (да, дэ, ди, до, ду).

Подвижность голоса - это качество, которое приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и четкой дикции. Подвижность, или гибкость, голоса - понятие многогранное. Это не только умение быстро произ­носить слова песни, но и искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа, например, небольшим ускорени­ем или замедлением, усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью голоса должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упраж­нения в быстром темпе, надо научить детей петь в умеренном темпе, с умеренной си­лой звучания. Но при обучении детей излишне мед­ленные темпы не приемлемы, так как приводят к «расползанию» му­зыкальной линии.

Основой красивого многоголосного пения явля­етсяинтонационно чистый унисон. Начальным этапом изучения многоголосия яв­ляется пение на два голоса. При разучивании двухголосных упражненийнаиболее целесообразно вначале использовать знакомые детям, простые по структуре напевы ти­па русских народных прибауток в двухголосном из­ложении, а затем, по мере их освоения, предлагать новые, более сложные задания. Перед разучиванием двухголосных упражнений следует разделить хор на две группы. В первую группу, которая будет петь основной напев, можно отнести большую часть хора, в том числе и де­тей с более узким диапазоном. Во вторую группу, исполняющую второй голос, можно отобрать детей с нормальным диапазоном. При исполнении трехголосных упражне­ний третья группа голосов может состоять из не­скольких учеников с наиболее хорошим слухом и голосом. Приступая к разучиванию двухголосных упражнений необходимо просольфеджировать каждый голос всем хором.Выбирать упражнения для хора нужно в зависимости от уровня певческого развития участников хора, а так­же наличия тех или иных певческих недостатков.

Заключение.

К распеванию, как и ко всякому другому раз­делу урока, необходима тщательная и серьезная подготовка, продуманность общих за­дач и цели каждого занятия. Только в этом случае работа будет эффективной и поможет наиболее бы­строму усвоению основ певческого искусства. Следует особо обратить внимание на то, что любое упражнение, помимо главной задачи, решает целый ряд дополнительных задач. В хоровой практике упражнения обычно делят на две группы. Одни из них применяются в связи с каким-либо конкретным произведением и имеют связь с конкретными задачами, обусловленными разучиваемым репертуаром. Обычно они целиком основываются на музыкальном материале какого-либо произведения или подчеркивают определенную трудность. Другие упражнения направлены на подготовку певческого аппарата к работе в целом.

Стоит отметить, что цель каждого упражнения должна быть понятна детям, только тогда они смогут активно работать над ее осуществлением. Во время пения упражнений педагог должен быть предельно внимателен к каждому ребенку, чаще вызывать петь по одному, анализировать качество исполнения. Доступность и сравнительная легкость музыкального материала даст возможность каждому певцу в полной мере проявить свои способности. А это приведет к росту исполнительского мастерства хорового коллектива в целом. Кроме того при распевании очень важна выразительность. Таким образом при пении распевок важна и техническая работа и работа над музыкальной выразительностью и только тогда вокально-хоровое развитие де­тей будет носить более широкий и гармонический характер.

Примеры упражнений для распевания:

Задача 1. Элементарные навыки певческого вдоха и выдоха. Правильное формирование гласных.

1.Песенка-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.

По мнению многих хоровых деятелей, дети должны пользоваться грудо - брюшным дыханием (формирование, как у взрослых).

Непременно нужно контролировать и проверять каждого ученика, насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.

При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается. Закрепить эти навыки можно на упражнение дыхания без звука:

  • Маленький вдох - произвольный выдох.
  • Маленький вдох - медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати.
  • Вдох со счётом на распев в медленном темпе.
  • Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.

Подобное упражнение можно повторить поднимая и наклоняя голову - без остановок, а также поворачивая голову на право и налево.

Нужно заметить, что эти упражнения очень полезны как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

Очень многие педагоги вокалисты в своей практике уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука. Идёт переключение учащегося на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания. Ведь умеренный вдох и медленный выдох создают правильную установку мышц, и вырабатывает физическую упругость и выносливость.

Следовательно, когда будет разучиваться произведение, мышцы будут принимать правильное положение, при взятии дыхания. И чем серьезней будет выполнятся упражнение на дыхание, тем качественней будет применение на практике, уже в хоровых произведениях.

Начальный этап пения - распевание. Его следует начинать с наиболее ярких звучащих тонов, т.е. примарных тонов. У альтов это миb - фа1, сопрано соль1 - ля 1. Но поскольку у всех детей разная природа голоса, то бывают отклонения от нормы, и это можно рассматривать как исключение.

Принципы подбора вокальных упражнений.

Занятия как правило начинают с распевания, здесь можно выделить 2 функции:

2) Развитие вокально хоровых навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.

Подготовка к работе - создание эмоционального настроя и введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).

Каковы же наиболее распространенные недостатки в пении у детей?

Это неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные) плохая дикция, короткое и шумное дыхание.

Распевание хора организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).

На распевание отводится в начале 10-15 минут, причём лучше петь стоя.

Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы и даваться систематически. При распевании (пусть и кратковременном) руководитель хора должен давать различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, потому как дети будут знать на выработку какого навыка дано это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Распевание должно быть тесно связано с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песенным материалом.

Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, чаще это напевки изучаемого материала (обычно берутся трудные места).

Важный момент! Эти упражнения разного рода не должны быть самоцелью в хоровой работе, это лишь средство овладения навыком.

В распеваниях не всегда следует доходить до кратких звуков диапазона (например у сопрано до звуков ляb - сиb II октавы - профессиональной подготовленной работой; до фа - фа II октавы в школьном хоре).

А.В. Свешников работал a"cappella без поддержки рояля и начинал пение с гласной «а» на одном звуке, хотя и считал её самой трудной гласной в пении. Ведь если рассматривать певческую традицию, гласная «а» наиболее звучащая гласная, потому как дети по своей певческой природе поют естественно и непринужденно. В их манере пения не утрачены качества, которые со временем модифицируется у взрослых.

Чтобы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние, хорошо начать распевание как бы с «настройки». Петь в унисон закрытым ртом.

Это упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном непрерывном (цепном), мягкие губы не совсем плотно сомкнутые. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. В дальнейшим это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности.

Это упражнение можно петь на слоги ма и да. Это упражнение приучит детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «Н, Д» упругими губами. Очень удобно на слоги лю, ле, потому как это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «Ю, Е» поются очень близка, упругие губы.

Если при очередном перенесение звука на соседний появляется большое напряжение, то это свидетельствует о нарушении координации в работе голосового аппарата. В этом случае следует вернуться в примарную зону, откуда было начато упражнение, снять форсировку и обратить внимание на певческую установку. Примерная зона - тон свободной речи.

Это упражнение может быть полезным для развития динамического диапазона, начать со средней звучности. Ноту на mf, следующей на mp и так чередуя. Этот принцип пропевания надо оставлять на всех высотных положениях звуков.

Соединения с сонорными согласными на одном звуке.

По мере того как продвигаются успехи пения на одной ноте с ансамблем унисона, следует постепенное расширение диапазона (секунда, терция, кварта и т.д.).

Следующие распевание постепенное нисходящее, или восходящее движение, так как в зависимости от движения звучание голоса настраивается на фальцетное, или грудное. Диапазон этого распевания до1 (ре)1 - ля1 (си)1.

Распевание с буквой «И» - полезны. Сама буква светлая очень, помогает уйти от глухого звучания, устранять носовой призвук, естественно при правильном формировании. Развивает энергетику. Хороша применения в распевках.

Также упражнения пропевать сверху вниз на те же слоги. Но при пение сверху вниз педагог должен следить за формированием верхнего звука, и при переходе на полутоны петь их «узко», иначе остальные звуки потеряют высокую певческую позицию, и интонацию. И сверху вниз пропевается потому, что снисходящие движение более естественно, чем восходящие.

Следующее упражнение пропевание фраз с повторяющимся слогом при переходе на следующий звук. Обучение пению на легато - это самое сложное.

Кантилена - основа пения. Одна из основных задач хормейстера, научить хор петь legato. За штрихом legato следует и другие штрихи non legato, marcato. Причём обучение петь на legato способствует закреплению навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания. Плавность в пении и необходимость следить за скоростью и одномоментностью переходов - необходимость для кантилены в пении. Это упражнение ещё служит для чистоты интонирования интервалов, от секунды до октавы.

Следующие упражнение на staccato, когда достаточно прочно усвоено legato, non legato, marcato.

Staccato требует более техничное и глубокое владение мышцами, при опёртом на дыхание звуке. Четкая фиксация на высоком положение звука и чистое интонирование на высокой вокальной позиции, упражнение на совмещение legato и staccato является обязательными.

Хорошо менять штрихи с staccato переходить на legato. При пении на staccato необходимо следить, чтобы при пении гласных, при атаке не допускался призвук согласного «Х», а при legato наблюдать, чтобы не было толчков при переходе на соседние звуки! Опасная буква «У» вырабатывает высокую вокальную позицию. Хорошо для состояния певческого аппарата естественное положение. Параллельно идёт работа над выравнивании гласных, пропеваемых плотным, опёртым звуком.

И по мнению Свешникова - желательно чтобы дети к концу 1 полугодия освоили пение Трезвучий следя за формированием звука, (без нажима на горло (нижние звуки)) на слоги «на», «на». Это упражнение развивает диапазон. Цель выравнивания регистрового звучания. Индивидуальное занятие дополнит хоровым, полезно упражнение квинтами.

Распевки существуют и для развития динамического диапазона. Так называемые в работе - нюансы (крещендо, диминуэндо) вводится постепенно. Здесь внимание ещё должно быть сосредоточено, чтобы тонус мышц голосового аппарата оставался таким же активным, как и форте.

В работе над нюансами следует избегать разного перехода к р, или f, это должно быть главное изменение звучности и считается очень сложным в исполнительской практике. Сначала отрабатывают на одном звуке. Чтобы получилось крещендо, надо позаботится о хорошем активном пиано, и наоборот.

Воспитанник хорового училища В. Кирюшкин вспоминал: «Свешников делал то, что никто теперь не делает, - заставлял нас петь чистыми квинтами. А что такое чистые квинты? Это первые обертоны, это подстраивание не под темперированный, а под чистый строй. Когда дети приобрели опору певческого дыхания, полезно дать упражнения на слоги хи-ха постепенно в диапазоне квинты, вниз и верх по полутонам.

Придыхательная согласная «Х» снимает мышечное перенапряжение с гортани и при правильном использование смягчает атаку звука. Придает ровность пению, а также способствует лучшему интонированию и вокализации той буквы, с которой сочетается.

Однако при неправильной дыхательной опоре звук может опустится на гортань и перенапрячь её.

Примерно через 1,5-2 месяца после начала занятий можно применять упражнения на филирование звука. Это позволяет детям тренироваться на дыхании опору звука, петь по руке дирижера и тренировать навык динамической гибкости.

Последующие упражнения составлены с целью увеличения фраз (способствует также продолжительности выдоха). Подобное упражнение - активность голосообразующих органов - служит для развития подвижности голоса.

Из подобного рода упражнении делаю вывод, что дети должны помнить: чем быстрее темп, тем голос должен быть легче реестрового звучания. Меньше «работы» связками. Не «грузить» каждую ноту а дотрагивается. Подвижность голоса и есть меньшая работа связок, использование звучания ближе к фальцетному.

Существует и работа над тембром, и главная цель этой работы - сглаживание реестровых переходов, т.е. одинаковое выровненное звучание голоса во всём диапазоне. Для подобного рода упражнений сначала используют восходящее и нисходящее постепенное пропевание звуков, затем использование скачков с заполнением. Расширение скачков происходит постепенно, в зависимости, насколько успешно проходит работа и как быстро дети освоят элементарные принципы над этой работай.

В заключение скажу, что навыки формирующиеся во время распевок в следствии становятся рефлекторными. И по сути в одном упражнении можно выявить целый комплекс выработки навыков. Эти упражнения обязательно должны быть выбраны в определённой последовательности, и не важно количество, но это не значит, что нужно выбирать много распевачных упражнений, так как там будут чрезмерные задачи, это будет перегрузкой детей, следовательно отсутствие приобретения навыка.

Ещё один аспект: в работе над упражнениями следует идти меньшими шашками, т.е. не пытаться добиться всего и сразу на одном занятии, иначе подобное действо в любом случае будет обречено на провал, поскольку перед певцам будут ставиться непосильные задачи.

Вокальные упражнения и распевки

В работе с коллективом народного пения

для руководителей коллективов народного пения

г. Ростов-на-Дону

Введение ……………………….………..…..…………..…….….…… 4

1. Распевание и упражнение ……………...………….…………… 5

2. Распевка на уроке вокала …………………..….….…...….…..…. 6

3. Вокальные упражнения ……………………………..………….. 22

4. Подбор вокальных упражнений для коллектива …………..…. 22

5. Особенности работы с коллективом народного пения..……… 24

6. Вокально-хоровые упражнения для коллектива народного

пения ….………..…..…………..…….….……..…….….………..… 29

Заключение ……………………………………………….…………… 45

Список использованной литературы.…………….…..…….…..…… 46

Введение

Искусство народного пения включает комплекс теоретических представлений, умений и навыков. Чтобы обучить участников коллективов народному пению, развить их вокальные данные, научить преодолевать трудности в исполнении песен, обязательно систематическое вокальное воспитание, цель которого – постепенное развитие и включение в работу мышц, участвующих в пении. Эти навыки необходимо тренировать при помощи специального подготовительного разминочного курса.

Необходимый, традиционный для каждого занятия подготовительный разминочный курс включает в себя:

1. дыхательную гимнастику, которая способствует развитию дыхательного аппарата, формирует дыхание, необходимое при вокальной работе, укрепляет диафрагму, организует разновидность дыхания: краткое, долгое, цепное;

2. специальный курс речевых, дикционных упражнений, нацеленных на правильность в произношении гласных и согласных звуков, а также звуков, традиционных в народном пении, в диалектах и говорах;

3. цикл упражнений для голосового аппарата. Эти упражнения расширяют диапазон голоса, укрепляют дыхание, развивают певческий голос, вокальный и гармонический слух, навык многоголосного пения, улучшают звукообразование, дикцию, вырабатывают чистоту интонации.

Пение учебно-тренировочного материала включает следующее: показ и работу над постоянными упражнениями, объяснение цели и задачи упражнения, распевание на отдельных фрагментах песни с целью впевания данного эпизода.

Учебно-тренировочный комплекс упражнений подбирается для каждого участника в зависимости от развития голоса и владения навыками пения в народной манере. При распевках необходимо неукоснительное соблюдение педагогического метода постепенных нагрузок: навыки пения нужно прививать постепенно, от простого к сложному.

Упражнения дыхательной гимнастики, речевые, дикционные упражнения можно найти в различных учебных и методических пособиях. Они подходят в качестве тренинга для любого вида пения: академического, эстрадного или народного.

В данном методическом пособии приводится вокальный учебно-тренировочный материал для коллективов народного пения, который включает вокальные распевки, упражнения и рекомендации по их использованию.

Распевание и упражнение

Занятия вокалом немыслимы без вокальных упражнений. Те, кто учился и учится вокалу, согласятся с этим утверждением. Развитие вокальных навыков – это определённый набор вокальных упражнений, исполненных определённое количество раз конкретным исполнителем (вокалистом). Как сам набор упражнений, так и количество исполняемых раз может быть совершенно различным для разных людей. Но, в любом случае, вокальное упражнение – главный инструмент вокалиста.

Вокальным называется только такое упражнение, при исполнении которого происходит фонация, то есть вокалист поёт. Не все упражнения, которые применяются для развития голоса, вокальные. Есть и другие: дыхательные, артикуляционные, дикционные. Под упражнениями понимается повторение какой-либо деятельности с целью улучшить способ её выполнения. Упражнения являются основным средством приобретения навыков, т.е. действий, которые автоматически протекают в любой сложной деятельности. Так и в вокальном деле упражнения служат для выработки основных навыков, необходимых для профессионального пения. И правильное зарождение звука, и техника звуковедения в различных условиях, диктуемых мелодией, – всё это осваивается и закрепляется, прежде всего, на упражнениях. Действительно, принцип пения legato, кантилена, беглость, скачки, пение staccato, пассажи и различные украшения усваиваются на упражнениях и потом уже совершенствуются и шлифуются на вокализах и художественных произведениях.

Упражнения, которые построены на коротких отрезках музыкальных фраз, как правило, транспонируются по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале. Такое повторение одних и тех же попевок, одних и тех же музыкальных движений ведёт к установлению прочных навыков их выполнения. Последовательность одних и тех же движений закрепляется, вырабатывая стереотип. В дальнейшем, встречаясь с подобной фигурацией в произведении, певец выполняет её не задумываясь, автоматически верно. Однако пение повторяющихся сочетаний звуков-попевок можно назвать упражнением только тогда, когда оно производится с определённой целью и когда педагог или ученик оценивает результаты каждой попытки с точки зрения приближения её к поставленной цели. Простое пропевание упражнений без ясно поставленной цели и критической оценки будет просто распеванием, разогреванием голосового аппарата.

Распевание (разогревание) голосового аппарата служит цели приведения его в готовность для выполнения сложных певческих заданий, но не ведёт к совершенствованию выполнения функции. Наоборот, бездумное, формальное пение упражнений может привести к появлению и укреплению негативных навыков.

Всякое совершенствование функции в упражнении предполагает ясно поставленную цель и непрерывный контроль за её выполнением, только это способно сформировать нужные новые координации. Не существует упражнений «вообще», а существуют упражнения для выработки тех или иных конкретных качеств голоса.

Распевка на уроке вокала

Важным звеном в работе с коллективом народного пения является распевание. Любое вокальное занятие должно начинаться с распевки, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевка разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Распевка у певцов сходна с разминкой у спортсменов. Как и спортсменам, вокалистам необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам. Без распевки можно не попасть с самого начала на какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос. Без распевки посередине вокального упражнения или песни может перехватить горло и нужно будет откашляться и т.д.

Первые распевки на уроке вокала носят разогревающий разминочный характер. Вокалисты должны разминаться на «середине» своего диапазона, чтобы не травмировать голосовой аппарат. Необходимо делать упражнения-распевки на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания, следить за правильным формированием звука, разминаются язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы.

Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнения носят «растягивающий характер». Важен максимально плавный переход от звука к звуку, не меняя качества звучания, и одновременная рельефность и преувеличенная внятность дикции.

Третья часть распевок на уроке вокала направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения. Такие распевки даются на продвинутом уровне обучения вокалу (на начальном уровне все упражнения делаются на кантиленном, то есть плавном, голосоведении).

Распевки в движении – соединение пения и движения – это очень важная часть урока вокала, направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на налаживание координации, которая помогает пению.

Распевка занимает большую часть урока вокала. На начальном и среднем уровне обучения – 30-40 минут. Однако в дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных приёмов, время на распевку сокращается до 15 минут. Остальное время на уроках вокала отдаётся работе над репертуаром.

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. Проблема распевания (его организация и подбор упражнений) является очень острой, так как некоторые смотрят на распевание лишь как на разминку голосовых связок перед исполнением репертуара. На самом же деле распевание – это сложный путь к овладению техническими основами вокального искусства. Работа строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития участников вокального коллектива.

Распевка – это неширокое по диапазону вокальное упражнение, которым открывают занятия. Начинается распевка в среднем, удобном для певца диапазоне голоса. После того, как её пропели один раз, распевку повторяют, поднимая тональность на полтона выше и т.д., пока не дойдут до вершин диапазона голоса. Потом точно так же, но опускаясь по полутонам вниз, можно прорабатывать нижние ноты голоса.

Распевание может проводиться одновременно со всем коллективом, по группам (женская, мужская), по партиям. Распевание, проводимое со всем коллективом, способствует организации начала занятий. Однако для достижения прочных вокальных навыков целесообразно проводить распевание по партиям или группам. В процессе распевания, исполнители не только разогревают голосовой аппарат, они совершенствуют певческие навыки. Следовательно, распевание преследует три основные задачи: разогревание голосового аппарата, психологический настрой для вокально-хоровой работы и совершенствование певческих приёмов и навыков.

Начинать распевание целесообразно в среднем отрезке диапазона каждой вокальной партии. Немаловажно учитывать структуру упражнений, особенно в начале распевания.

Подготовленные упражнения для распевания должны не только разогреть голосовой аппарат, подготовить его к работе, но и привить определённые навыки народного вокально-хорового исполнительства, искоренить имеющиеся недостатки. Каждое распевание должно иметь определённую цель, а весь комплекс упражнений следует строить по принципу от простого к сложному, от узкообъёмных звукорядов к более широким. Распевания лучше подбирать не длинные и легко запоминающиеся. Это могут быть мотивы из изучаемых произведений или незнакомые исполнителям попевки. Нет смысла менять их к каждому занятию.

Общераспространённое название вокального упражнения – распевка. Так сложилось, но это не совсем правильно. Распевка служит для приведения в готовность, разогрева вокального аппарата, настройки дыхательной системы.

Это достигается исполнением нескольких вокальных упражнений (перед выступлением, например), но эти упражнения исполнителю хорошо знакомы, привычны, и ни о каких выработках вокальных навыков речь не идёт. Используются самые хорошо знакомые и действенные (для данного вокалиста, коллектива) упражнения.

Любой вокалист имеет в своём распоряжении несколько любимых распевок и пользуется ими постоянно. Таким образом, понятия «распевка» и «вокальное упражнение» – не совсем тождественны, хотя и близки.

По мере освоения вокальной техники упражнения, которые в начале для вокалиста были сложными, трудными и требовали определённых усилий при исполнении, постепенно превращаются в знакомые, удобные. Так из упражнения получается распевка, и одно и то же упражнение из разряда тренировочного (в период освоения) переходит в разряд разминочного.

Ниже приводится учебный материал, который включает ряд распевок для коллектива народного пения и рекомендации по их использованию. Распевки выполняются со сдвигом по полутонам вверх и вниз.

1. «Андрей-воробей»

Упражнения на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд.

2. «Чеботуха» (см. комментарий к упр. 1)

3. «Долина» (см. комментарий к упр. 1)

4. «Рыл колодец»

Петь в темпе, переносить согласные с конца слога к следующему слогу.

5. «Уж как шла лиса»

6. «Пойду, пойду, да я молоденька»

Не спешить, хотя и в темпе. Можно петь со «спадом» в конце, можно добавлять бурдон.

7. «Ах, ты, совушка-сова»

Чисто интонировать терцовый звук, посылая звук вперёд, не спешить, но петь в темпе. Можно добавлять бурдон.

8. «Пошёл кот»

9. «У меня квашня»

Петь сердито, с напором.

10. «На мели»

Следить за тем, чтобы «И » приблизилось «Е ». Чисто интонировать терцовый звук.

11. «Трава зелена»

Петь кварту, не «выталкивая» звук.

12. «Зайка на речке»

13. «Лебедин»

14. «Плыла лебедь» (см. комментарий к № 13)

15. «Ульянушка» (см. комментарий к № 13)

16. «Соловей»

Петь близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд. Следить за светлым звуком. Развивает подвижность голоса.

Вариант 1Вариант 2

17. «Вылетала лебедь белая»

Следить за тем, чтобы «А » формировалась по принципу предыдущей «Е ». Петь в единой манере: близко, высоко и «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса, его подвижность.

18. «Лебедь серая»

Петь в единой манере: близко, высоко, «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса вверх, помогает тренировать удержание, развивает продолжительность дыхания. Его желательно петь на одном дыхании. Если поначалу не хватает, то можно дыхание «перехватить».

19. «Ясен то ли сокол»

20. «Не полынно»

Упражнение решает проблему переходных звуков.

Не пол-ын-но ты, мо- ё по-лю- шко…

Распевки для хора




4

9

Вокальные упражнения

Наиболее простой вид музыкального искусства, с которым приходится сталкиваться вокалистам, особенно начинающим учиться петь, – это упражнения. Однако упражнения не являются уделом только первого этапа развития голоса. Упражнения сопутствуют певцам на протяжении всей их творческой жизни. Каждому певцу необходимо ежедневно уделять хоть небольшое количество времени упражнениям. Необходимо, чтобы вокальные упражнения носили стабильный характер, так как положительный результат возникает только при многократном повторении одних и тех же попевок. Прочные навыки вырабатываются в результате длительных и систематических тренировок.

Упражнения для распевания должны быть несложными для восприятия, удобными для усвоения, лаконичными, предельно ясными и целенаправленными.

Нецелесообразно начинать распевание в очень медленном или быстром темпе. Упражнения в быстрых и медленных темпах необходимы только после того, когда певцы уже приведут голоса в рабочее состояние и смогут заниматься совершенствованием певческих навыков. При работе над распеванием нужно обращать внимание на правильное дыхание, звукообразование, на сохранение высокой позиции, хорошей дикции, избегать громкого «форсированного» пения.

Подбор вокальных упражнений для коллектива

Руководитель вокального коллектива должен уметь подобрать для конкретного состава и решения конкретных педагогических задач те или иные упражнения. Подбор упражнений, интенсивность распевания определяются следующим: происходит ли распевание перед выступлением хора или оно является частью очередной репетиции. Если распевание предшествует концертному выступлению, то имеет большое значение объём выступления: несколько произведений, отделение или целый концерт. Чем короче выступление, тем значительнее должно быть распевание. Недостаточная распетость вокалистов отрицательно сказывается на качестве исполнения. Не следует проводить длительное, напряжённое распевание перед концертом хора в двух или одном большом отделении, так как большая певческая нагрузка во время распевания может утомить вокалистов и привести к потере певческой формы в процессе концерта.

Освоение руководителем методики и практики распевания необходимо для правильной организации работы с вокальным коллективом. Невозможно пересчитать все вокальные упражнения, придуманные вокальными педагогами. Их слишком много. В своей практике каждый преподаватель вокала использует ограниченный набор, поскольку нет никакого смысла пытаться применить всё, что изобретено за века. Тем не менее, большинство известных и популярных (потому что действенных, эффективных) вокальных методик используют преимущественно небольшое количество одинаковых упражнений.

Подавляющее большинство вокальных упражнений построено из секвенций. Что касается вокального упражнения, то секвенции, как правило, отличаются друг от друга на полтона.

Феномен голоса – это, в первую очередь, работа различных мышц человеческого организма, а для развития мышц требуется постепенное увеличение нагрузки на них. В данном случае речь идёт о приобретении мышцами соответствующей эластичности и тренировке нервной системы – мышца должна «отозваться» на реакцию нервной системы в строго дозированном объёме, иначе в голосе будет фальшь, пестрота тембра, перенапряжение и усталость.

Полтона в европейской музыке – наименьший музыкальный интервал. Он называется малой секундой. Естественно, малая секунда является для вокалиста минимальной порцией увеличения нагрузки.

Сама секвенция в вокальном упражнении может состоять из звуков, расположенных в достаточно большой тесситуре: в октаву, даже в полторы. Нужно обратить внимание, что секвенция – это небольшой «кусочек» некой мелодии, которую нельзя рвать на части.

Если данная мелодия трудна для исполнения вокалисту, это говорит о том, что ему пока рано использовать данное упражнение как инструмент для развития собственного голоса.

Таким образом, начиная работать над новым упражнением, необходимо очень хорошо выучить одну секвенцию (как мелодию – в песне). Часто вокалисты, желая быстрее достигнуть результатов, пытаются петь вокальное упражнение на всём доступном им диапазоне, не запомнив хорошо его мелодии. Такая работа не приносит пользы.

Разучивать любое вокальное произведение (а упражнение это тоже вокальное произведение) следует в небыстром темпе. Необходимо запомнить все нюансы мелодии, набор определённых гласных, точки перехода от одной гласной к другой.

Большинство методик обучения вокальным навыкам имеют в своём составе небольшое количество вокальных упражнений, но их вполне достаточно. Это связано с тем, что каждое вокальное упражнение – мультизадачное. Исполняя любое упражнение, вокалист вырабатывает и тренирует сразу несколько навыков. Соответственно, исполняя одно и то же упражнение в разное время, можно обращать особое внимание на разные аспекты, то есть, иными словами, использовать один и тот же инструмент для разных работ.

  • Глава 2. Оптимизация когнитивной функции языка. с нарушениями речи включает серии специальных лингвистических упражнений, которые различаются для больных с разными психическими расстройствами

  • Похожие публикации