Тактика игры. Скандинавский или классический стиль? Некоторые результаты исследования игры хоккейного вратаря Хоккей советы вратарям в стиле баттерфляй

Аннотация

В статье обсуждается проблема совершенствования тренировочного процесса хоккейных вратарей. Представлены экспериментальные данные по эффективности игры вратарей скандинавским стилем, по сравнению с классическим, как в профессиональном, так и в юношеском хоккее.

Ключевые слова: скандинавский и классический стили, хоккейный вратарь.

WHAT STYLE TO CHOOSE - SCANDINAVIAN OR CLASSICAL? SOME RESULTS OF RESEARCH OF GAME OF THE HOCKEY GOALKEEPER

Vadim Evgenevich Mitin, the post-graduate student,
The Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg,
Vladislav Sergeevich Volkov, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg,
Kirill Vitalevich Korenkov, the head coach,
School of goalkeepers of N.G. Puchkova, St.-Petersburg

Annotation

In article, the problem of perfection of training process of hockey goalkeepers is discussed. Experimental data by efficiency of game of goalkeepers by the Scandinavian style, in comparison with classical, both in professional, and in youthful hockey are presented.

Keywords: The Scandinavian and classical styles, the hockey goalkeeper.

ВВЕДЕНИЕ

Изучением спортивной деятельности хоккейных вратарей специалисты занимаются давно . Перечисленные работы дают определенные сведения, отражающие как состояние игроков на различных этапах подготовки, так и рекомендации для построения этой подготовки в части, исследуемого авторами компонента вратарской деятельности. В тоже время, указанные сведения и рекомендации носят разнообразный характер, поэтому возникает сложность их интерпретации и применения непосредственно в учебно-тренировочном процессе юных хоккейных вратарей. В тоже время, необходимо отметить, что в отечественной научной и учебно-методической литературе отсутствуют данные по анализу результативности игры вратарей в скандинавском и классическом стиле.

Поэтому в исследовании решались две задачи: 1) провести анализ результативности игры профессиональных вратарей в скандинавском и классическом стиле и 2) изучить эффективность этих стилей в игре юного хоккейного вратаря.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для решения первой задачи нами проводились наблюдения за играми вратарей профессионалов из НХЛ и КХЛ, а также матчи чемпионатов Мира, Олимпийских игр, МХЛ и Высшей лиги России, Elite division Швеции и GET liagen Норвегии. Всего было просмотрено 30 игр в сезоне 2008-2009 года, 50 игр в сезоне 2009-2010 года и 40 игр в сезоне 2010-2011 года.

Анализ показал, что в скандинавском стиле играют почти все вратари в Европе и большая часть вратарей из НХЛ. Российские лиги в этом плане более консервативны, четко играющих вратарей скандинавского стиля нет.

Наиболее подробно проанализированы по 15 матчей НХЛ с участием двух вратарей, приверженцев разных стилей игры - Мартина Бродо (New Jersey Devils, классический стиль) и Йонаса Хиллера (Anaheim Ducks, скандинавский стиль). Команды New Jersey Devils и Anaheim Ducks выбраны были не случайно, так как они играют в четко поставленную игру без особых импровизаций. В таких командах на игре вратарей строится оборонительная линия, и в большинстве матчей именно от их действий зависел конечный результат. Эти вратари также являлись первыми номерами в своих сборных на Олимпийских играх в Ванкувере.

Оценка проводилась по 9 показателям: процентное соотношение бросков по воротам низом, верхом, на средней высоте; процентное соотношение пропущенных голов низом, верхом, на средней высоте; процентное соотношение надежности игры вратарей при бросках низом, верхом, на средней высоте.

Анализ результатов игры вратаря классическим стилем показывает следующее: из общего количества бросков по воротам голы забивались низом в 58,0% случаев, на средней высоте в 31,2% случаев и верхом в 10,8% случаев. Общий показатель надежности составляет 86,3%.

При игре вратаря скандинавским стилем голы забивались низом в 32,0% случаев, на средней высоте в 62,2% случаев и верхом 5,8% случаев. Общий коэффициент надежности игры вратаря данным стилем составил 93,3%.

По мнению специалистов, игра вратаря считается результативной в том случае, если его общий коэффициент надежности начинается с 92,0%.

Помимо общего коэффициента надежности, проводилось также сравнение результативности игры вратарей по разным высотам бросков.

Скандинавский стиль Йонаса Хиллера более продуктивен при бросках низом, так как он активно применяет «игру сидя» и соответственно перекрывает угрозу, исходящую от бросков, посланных по льду. Классический стиль Мартина Бродо менее продуктивен, так как нападающие, зная, что вратарь играет в высокой стойке, бросали низом или на средней высоте, неудобной для вратаря.

Также сказывается тот факт, что после первого броска, особенно при игре на «добивание», вратари классического стиля стремятся сразу встать в «стойку». В ближнем бою это открывает пространство между ног и под руками. Учитывая, что в ограниченной по времени ситуации игрок старается просто направить шайбу в ворота без прицельного броска, преимущество имеет тот вратарь, который оставляет меньше «зазоров» для шайбы. Мартину Бродо трудно справляться с большим количеством таких бросков, соответственно преимущество скандинавского стиля Йонаса Хиллера в этом случае бесспорно.

Дальнейший анализ показывает, что Йонас Хиллер, играя в сплите, также более эффективно отражает шайбы, посланные верхом. Необходимо также заметить, что большой процент голов Мартину Бродо забивали с дальних дистанций при подправлении шайбы на пятачке. Чаще всего шайба пролетала в «створ» вратаря, у Йонаса Хиллера таких шайб гораздо меньше из-за компактной игры в сплите. Выявлен примерно равный процент отбитых и пропущенных шайб при отражении штрафных бросков, здесь опытный канадец не дал себя переиграть. Таким образом, можно заключить, что: а) в скандинавском стиле играют почти все вратари в Европе и большая часть вратарей из НХЛ. Российские лиги в этом плане более консервативны, четко играющих вратарей скандинавского стиля нет; б) вратарь, играющий в скандинавском стиле более экономичен в движениях, его игра более эффективна при бросках шайбы по воротам на любых высотах. Скандинавский стиль требует от вратарей большей мобильности в игре. Практически, отсутствует игра на линии ворот, что характерно для классического стиля.

Вторая задача по изучению эффективности скандинавского и классического стилей в игре юного хоккейного вратаря реализовывалась на основе применения тестовых игровых заданий: броски со средней дистанции; атака из-за ворот; атака 2х0; игра на «пятачке». Во время каждого задания вратарь выполнял 10 игровых отрезков.

Исследование проводилось в сезоне 2008-2009 года на базе Школы вратарей им. Н. Г. Пучкова (Санкт-Петербург) с участием вратарей 1992-1994 года рождения в количестве 20 человек. Экспериментальная группа (ЭГ, 10 чел.) осваивала технику игры в скандинавском стиле, контрольная (КГ, 10 чел.) - в классическом стиле. Для сравнения результатов применялся t-критерий Стьюдента.

Вратари контрольной группы во время исследований тренировались в своих командах. С вратарями экспериментальной группы занимались тренеры Школы вратарей им. Н. Г. Пучкова три раза в неделю.

Необходимо также отметить, что наблюдения за технико-тактическими действиями вратарей обеих групп во время соревновательных игр показали, что они были примерно одинаковыми и сводились к одной цели - отбивании шайбы любой ценой. Юные вратари не рассчитывали свою позицию в воротах, ошибочно определяли позицию нападающего и степень угрозы воротам в разных игровых моментах. Обилие лишних движений сказывалось на физическом состоянии, которое быстро ухудшалось и приводило к еще большим недостаткам в игре. В тоже время наблюдался малый объем катания, и частое падение вратаря на живот, на бок и на спину. Такие действия проявлялись как раз из-за неуверенной игры в стойке перед броском. Вратари также не умели выжидать моменты, часто первыми бросались на шайбу, чем давали преимущество полевым игрокам, реализуемое в голы.

Полученные результаты исследования представлены в таблице.

Результаты тестирования при выполнении игровых заданий

Тесты До эксперимента После эксперимента
КГ (n=10) ЭГ (n=10) КГ (n=10) ЭГ (n=10)
Броски со средней дистанции 2,5±0,32 2,6±0,42 1,4±0,12 0,7±0,12
t=0,36; р>0,05 t=4,11; р<0,01
Атака из-за ворот 3,6±0,32 3,5±0,32 2,7±0,32 1,7±0,22
t=0; р>0,05 t=2,56; р< 0,05
Атака 2х0 4,7±0,11 4,8±0,32 4,3±0,32 3,4±0,22
t=0,3; р>0,05 t= 4,50; р<0,01
Игра на «пятачке» 5,6±0,43 5,6±0,43 4,0±0,21 2,8±0,21
t=0; р>0,05 t=4,00; р< ,01

Анализ данных до начала эксперимента позволяет говорить о том, что вратари обеих групп по своей технико-тактической подготовленности практически одинаковые, достоверных различий в показателях не обнаружено. Также наблюдается у них заметная тенденция невысоких результатов в игровых заданиях 3 (атака 2х0) и 4 (игра на «пятачке»). По-нашему мнению это связано со сложностью игрового момента при выполнении этих заданий и слабой сформированностью навыка технико-тактических действий.

После года обучения по скандинавской системе, вратари экспериментальной группы гораздо увереннее себя чувствовали при выполнении всех игровых заданий, особенно при игре 2х0 и игре на пятачке, т.е. при добивании нападающим шайбы у ворот. Игра «сидя» помогает данной группе вратарей активнее вести борьбу с нападающим на «пятачке». Четкое исполнение сплита заставляет нападающих бросать в верхние углы ворот, что также снижает уверенность соперника и вероятность забросить шайбу.

При бросках со средней дистанции (середина зоны), процент брака у «классиков» гораздо выше, при этом отмечается много отбиваний перед собой и недалеко в сторону. Это создавало проблемы для вратарей классического стиля, где отскоки почти всегда завершались добиванием нападающим шайбы в ворота.

Вратари, играющие скандинавским стилем, более уверенно выполняли игровые задания и четче концентрировали внимание на большинстве бросков, что не давало шансов нападающим на доигровку момента с броском шайбы по воротам. Таким образом, полученные экспериментальные данные позволяют говорить о преимуществе игры юных вратарей скандинавским стилем, по сравнению с классическим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные данные позволяют говорить о преимуществе игры вратарей скандинавским стилем, по сравнению с классическим, как в профессиональном, так и в юношеском хоккее. Данный факт свидетельствует о том, что проблема разработки моделей дополнительных специализированных тренировочных занятий с юными вратарями в хоккее в системе общей многолетней подготовки хоккеистов высокой квалификации является актуальным направлением и представляет большой научно-практический интерес.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Горский, Л. Игра хоккейного вратаря: пер. со словац. / Л. Горский. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 215 с.
  2. Крутских, В.В. Структура соревновательной деятельности хоккейного вратаря как основа моделирования процесса его подготовки // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов / Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 2000. - С. 19-25.
  3. Крутских, В.В. Особенности физической подготовки хоккейных вратарей 1516 лет на этапах подготовительного периода: дис. ... канд. пед. наук / Крутских В.В. -М., 2002. - 157 с.
  4. Никонов, Ю. В. Характеристика соревновательной деятельности вратарей на XVIII Зимних Олимпийских играх в Нагано // Ученые записки: сб. науч. тр. Вып. 2. -Минск, 1998. - С. 134-141.
  5. Никонов, Ю.В. Игра и подготовка хоккейного вратаря / Ю.В. Никонов. - Минск: Полымя, 1999. - 271 с.
  6. Третьяк, В.А. Советы юному вратарю: кн. для учащихся / В.А. Третьяк. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1989. - 94 с.

В современном хоккее мы видим разнообразные стили игры вратарей. Некоторые школы и тренеры преподают стиль «баттерфляй», а некоторые - старый стиль игры «в стойке». Доминирует активный стиль игры в воротах, который можно назвать «современным» или «гибридным».

Что это означает?

Вратари не должны играть в таком стиле, когда одно и то же движение является эффективным для разных игровых ситуаций. «Баттерфляй» - очень эффективен, когда используется правильно и в нужное время. Однако он не спасает, когда необходимо больше тактического движения для максимального охвата игрового пространства.

Смысл «современного стиля» заключается в том, что необходимо оставаться в «стойке», пока это возможно и опускаться на колени, когда ситуация требует этого. Вратарь всегда быстрей реагирует на шайбу из его основной стойки, нежели из любого другого положения. Это результат практики и наиболее удобно для вратаря. Также, находясь в основной стойке, вратарь имеет наилучшую возможность для перемещения в любом направлении, требуемом игровой ситуацией.

«Почему нельзя использовать стиль «баттерфляй» постоянно?». Если вратарь при различных игровых ситуациях действует по шаблону, то противник это очень быстро начинает понимать и заставит голкипера поплатиться за это. Также, используя этот стиль очень тяжело перемещаться при передачах с фланга на фланг. Молодые вратари могут избежать ошибок со стилем «баттерфляй», особенно обладая хорошей техникой, но, более старшим вратарям гораздо сложнее при увеличении скорости игры полагаться только на движения данного стиля.

Если вратарь, отражая бросок на коленях отбивает шайбу ему будет очень тяжело переместиться под возможное добивание. В случае же когда вратарь отбивает шайбу «в стойке» гораздо легче занять позицию для отражения последующих бросков.

Используйте стиль «баттерфляй», когда не известно направление броска, если необходимо перекрыть наибольшее пространство при игре непосредственно у ворот, при подставлениях, рикошетах и т.д. Если вратарь видит бросок, просто парирует его, находясь в стойке, и должен быть сразу готов переместиться для отражения следующих бросков.

Игра вратаря «внизу» также очень важна. Есть очень много ситуаций, когда голкиперу следует это делать. Например:

  • * Передача на угол вратарской площади
  • * Выходы 2 в 1
  • * Броски сходу при передачах из-за ворот
  • * Рикошеты
  • * При скоплении большого количества игроков перед воротами
  • * Подставления клюшки под бросок
  • * Потеря контроля шайбы
  • * И т.д.

Подводя небольшой итог нужно сказать о том что находиться в стойке вратарь должен настолько долго, насколько это возможно. Таким образом, он имеет возможность двигаться и перемещаться. Опускаясь на лед вратарь ограничивает себя в игре и может случится так, что это сделает вратаря хуже.

Постоянный контроль над шайбой.

Вратарь должен быть активным участником игры и контроль над шайбой становится одним из ключевых вопросов помощи его команде.

Есть несколько способов лучше контролировать шайбу:

Первый и самый главный - при отражении бросков все отскоки шайбы хорошо контролируемы вратарем, и он знает, где находится отбитая шайба. Задача вратаря состоит в том, чтобы направить шайбу из опасной зоны в углы площадки сразу после её отражения.

Отражение шайбы в угол площадки с помощью «блина»

Собственная команда также извлечет выгоду из того, что вратарь контролирует шайбу и отбивает ее в определенные места - игроки знают, где необходимо «подбирать» шайбу и им не надо бороться за потерянные шайбы на «пятачке» слишком часто.

Осуществление контроля шайбы с помощью ловушки, исключая её отскок.

Наиболее типичными ошибками подобного характера является отражение вратарями бросков щитками. Большинство молодых вратарей рады просто отбить такие броски, потому что никто не учил их действовать правильно и они не считают удобным ловить такие шайбы ловушкой потому что:

  • - В стойке неправильно располагают ловушку (не впереди тела, а на уровне боковой линии)
  • - Они не тренируют это.

Все шайбы, летящие со стороны ловушки, в подавляющем большинстве случаев ловятся ей. В этом случае, вратарь полностью контролирует шайбу.

Следует обратить внимание на некоторые другие моменты игры, где вратарь может помочь своей команде осуществляя более лучший контроль шайбы. Прежде всего, хорошей тенденцией является то, что судьи стали вынуждать голкиперов чаще вводить шайбу в игру, вместо остановки встречи. В современном хоккее, все больше тренеров стремится использовать вратарей в качестве шестого полевого игрока - когда вратарь овладевает шайбой, он должен понимать имеет ли он в сложившейся ситуации возможность передать шайбу игроку своей команды. Естественно, необходимо обучать вратарей работе клюшкой с шайбой с самого раннего возраста. Когда вратари становятся старше, этому элементу игры следует уделять больше внимания.

В качестве аксиомы можно использовать принцип, что лучше вратарю отыграть шайбу своему игроку, чем удержать ее, что приведет к вбрасыванию в своей зоне. Другими словами, каждый раз вратарь передавая отраженную после броска шайбу партнеру по команде, выигрывает вбрасывание. Естественно, бывают моменты, когда передать партнеру шайбу невозможно или нецелесообразно, исходя из игровой ситуации. Кроме того, у вратаря, хорошо играющего клюшкой, партнеры по команде меньше вынуждены возвращаться в свою зону для подбора шайбы, а также имеют возможность быстро организовывать атаки на ворота соперника.

Остановка шайбы

Каждый вратарь должен уметь останавливать шайбу, вброшенную в зону, особенно, когда партнеры находятся в такой ситуации, что не могут ее подобрать. В этой ситуации для предотвращения быстрого прохода нападающего, вратарю следует сильным броском отбросить шайбу высоко в борт / заградительное стекло. Таким образом, он дает возможность игрокам вернуться в защиту, прежде чем соперник получит контроль над шайбой в зоне обороны.

Правильный выбор позиции.

Математическим фактом является то обстоятельство, что невозможно парировать большинство бросков, если вратарь находится на линии ворот и надеется на свою реакцию. Вы можете самостоятельно убедиться в этом, проведя нехитрый расчет по формуле:

ВРЕМЯ = РАССТОЯНИЕ/СКОРОСТЬ

Например, шайба, брошенная с расстояния 18 метров со скоростью около 145 км/ч, достигнет ворот через 0.456 секунды. А при расстоянии 6 метров при той же скорости время составит 0.152 секунды. В большинстве случаев гораздо важней, что вратарь делает до того, как совершен бросок, чем после-он должен занимать такую позицию, чтобы закрывать как можно большую площадь ворот еще до броска. Это позволяет получить наилучшую возможность для отражения шайбы. Разумеется, умение правильно выбирать позицию (угол обстрела) не решит всех задач, но является одной из основных частей вратарского мастерства.

Давайте рассмотрим, как из положения шайбы видны различные ситуации, поскольку это основы для правильного выбора позиции. Вратарь должен занимать позицию на одной линии между шайбой и центром ворот. Общей ошибкой молодых вратарей является то, что они остаются на середине ворот, когда нападающий перемещает шайбу (не играют «по шайбе»). Делая это, они оставляют слишком много свободного пространства с одной из сторон ворот. Это вызвано тем, что вратарь находится на одной линии с нападающим, а не с шайбой, а шайба может быть на несколько футов справа или слева от него. Поэтому, вратарь не находится на линии броска.

Большинство нападающих не думают об этом или не понимают этого. Это заметно в ситуациях, когда, например, игроки имеют тенденцию бросать слева «верхом» «под ловушку» праворукому вратарю. Это было правильной целью, если бы шайба летела с линии направления взгляда форварда на незакрытое место ворот. Если мы опустимся на уровень шайбы и посмотрим с этой точки зрения, то увидим, что вратарь, занимающий правильную позицию и находящийся в правильной стойке закрывает ловушкой и блином верхние углы, и единственные незащищенные места - небольшая область под перчатками и «5 отверстий».

Тренерам необходимо демонстрировать этот эффект вратарям, привязывая к углам ворот веревки и натягивая их к шайбе. А вратарю следует, двигаясь вперед и назад определить правильное положение, когда перекрыта наибольшая площадь ворот. Передвигая шайбу в разные положения, вы поможете вратарю понять правильную позицию.

Вратарям необходимо отрабатывать правильное положение и при прямолинейном движении вперед и в стороны. Использование веревки поможет выбрать правильное положение и расстояние выхода для сокращения угла обстрела при перемещении шайбы в стороны от ворот. Как правило, чем меньше угол направления броска, тем на меньшее расстояние нужно выходить из ворот и наоборот. Следует помнить также правило о перчатках, закрывающих верхние углы, если вратарь не находится в правильной позиции. Кроме того, бывают ситуации, когда вратарь не имеет возможность выйти из ворот настолько, насколько необходимо и тогда следует приспосабливать игру голкипера к подобным ситуациям. Примером может служить ситуация, когда игрок с шайбой находится с одной стороны у ворот, а другой игрок - на дальней штанге. Если вратарь выкатится под бросок - может последовать передача и шайба влетит в пустые ворота.

Когда должен вратарь начинать откатываться к воротам, как быстро и на какое расстояние? В основном, вратарю следует подстраивать свою скорость к скорости нападающего, тогда легче приспособится к движениям форварда и финтам. Правильным расстоянием является такое, при котором вратарь, сделав резкую остановку и вытянув клюшку как можно дальше, сможет выбить шайбу у нападающего.

Движение и участие в игре.

Эти навыки должны отрабатываться на каждой тренировке. Катание и равновесие дают возможность хорошо перемещаться и находиться в нужном месте, но как участвовать в игре? Вратарь обязан «видеть поле». Хорошее видение и способность «прочитать игру» это тот аспект, который незаменим в арсенале вратаря. Его можно немного скорректировать, но не развить.

Вратарь должен взаимодействовать с игроками, чтобы помочь защите.

  • *Договориться с игроками обороны об использовании коротких слов-команд друг другу. Например: «Стой!», «Играй!», «Отдай!», «Время!», «Один!» и т.д. Использовать их постоянно на тренировках для того, чтобы отработать навык применения их в игре.
  • * Тренировка остановки проброшенных по борту шайб для облегчения игры защитникам.
  • *При возможности-передача партнерам, вместо подбора ими шайбы у ворот.
  • * Для увеличения активности в игре вратарь становится «шестым полевым игроком». Например, сделав передачу «в прорыв» при смене соперника по ходу игры.
  • * Вратарь должен быть готов к игре на перехватах и т.д. всегда, даже находясь в стойке и в других неожиданных ситуациях.

шайба вратарь позиция игра

История хоккея с шайбой насчитывает без малого 150 лет. Первый официальный матч состоялся в Монреале в далеком 1875 году, а первый свод правил составлен в 1877-м. За полтора века в хоккее поменялось почти все: от правил и количества игроков на поле до амуниции. Современные хоккеисты отличаются от своих предшественников так же, как бойцы элитных военных отрядов от римских гладиаторов. Особенно ярко смена эпох и технологий в экипировке просматривается на примере вратарей. Ведь голкипер - самая уязвимая фигура на ледовой площадке, нуждающаяся в повышенной защите. О том, как менялась вратарская амуниция с начала хоккейной эпохи по сегодняшний день, смотрите в нашей новой интерактивной статье.

К сожалению, ваша версия браузера устарела. Если вы хотите просмотреть инфографику, пожалуйста, обновите браузер.

Просто кликните на иконку, и вы попадете на страницу загрузки.

Эволюция вратарской амуниции

  • 1910–1940
  • 1940–1970
  • 1970–1990
  • 1990–2000
  • 2000–Н.В.

МОНРЕАЛЬ КАНАДИЕНС

МОНРЕАЛЬ КАНАДИЕНС

Клинт Бенедикт стал первым профессиональным вратарем-новатором в истории хоккея. В те времена правила игры существенно отличались от нынешних. Пас вперед был запрещен, игроки не имели права подыгрывать себе шайбу коньком, а смена состава была разрешена только во время остановки игры. Малые штрафы длились по 3 минуты, и исключения не делались даже для вратарей: в случае удаления голкипер отправлялся на скамейку штрафников, а его место в воротах временно занимал защитник или нападающий. За нарушение правил игры участники расплачивались... наличностью. Сумма штрафов составляла от 2 до 15$. Минимальный штраф касался голкиперов, которые падали на лед для того, чтобы отбить шайбу. Тогда этот прием был запрещен. Однако «поскальзываться и спотыкаться» голкиперам все же позволялось, чем максимально артистично пользовался Бенедикт. За свои частые «падения» на колени Клинта прозвали «молящимся вратарем». Бенедикт спровоцировал президента НХЛ Фрэнка Колдера на первое изменение пункта правил в Лиге: 9 января 1918 года функционер объявил, что голкиперы для защиты ворот могут играть и на коленях. «Если захотят, пусть стоят хоть на головах», - заявил тогда Колдер.

Начало эпохи

В начале ХХ века понятия «вратарская амуниция» в хоккее фактически не существовало, поэтому защитная экипировка заимствовалась у спортсменов из других видов спорта, в частности, крикета или бейсбола. Впрочем, и сам хоккей тогда сильно отличался от современного - пас вперед был запрещен, а хоккеистов за нарушение правил игры штрафовали деньгами.

МОНРЕАЛЬ КАНАДИЕНС

МОНРЕАЛЬ КАНАДИЕНС

Олицетворением той эпохи стал голкипер Жак Плант - шестикратный победитель Кубка Стэнли и семикратный обладатель титула лучшего вратаря года. Он был первым голкипером в НХЛ, который регулярно надевал вратарскую маску и играл за пределами своей площадки, помогая защитникам. Уже в середине 30-х годов североамериканские стражи ворот вынуждены были столкнуться с новым грозным атакующим оружием - щелчками. Легкая амуниция уже не могла эффективно защищать ни от щелчков, ни от кистевых бросков усовершенствованными клюшками с загнутым крюком. Поэтому «броня» голкиперов была значительно усилена.

Переходный период

Середина прошлого века в хоккее стала временем коммерциализации и стандартизации как самой игры, так и производства амуниции к ней. До научно-технического прорыва было еще далеко, но вратарская экипировка в общих чертах уже напоминала нынешнюю.

ЦСКА МОСКВА

ЦСКА МОСКВА

Трехкратный олимпийский чемпион и десятикратный чемпион мира Владислав Третьяк стал символом эпохи 1970-х во вратарской игре. Именно Третьяка принято считать первым ярким представителем нового стиля «баттерфляй». До Владислава абсолютное большинство голкиперов предпочитало играть в высокой стойке, падая на лед лишь в случае крайней необходимости. Третьяк же садился на щитки заблаговременно, закрывая ими нижние углы ворот. «Девятки» можно было защитить ловушкой и блином. Получавшаяся «бабочка» оказалась на редкость неожиданным и эффективным средством охраны ворот. Однако новый стиль потребовал и многих новых технических решений в производстве экипировки.

Революция

Начало 1970-х годов стало определяющим для мирового хоккея. Первые встречи североамериканских профессионалов с европейскими командами предопределили развитие этого вида спорта на десятилетия вперед. Революционной эпоха стала и в отношении экипировки игроков. Новые материалы и технологии позволили поднять хоккей на новый уровень.

НЬЮ-ДЖЕРСИ ДЕВИЛЗ

НЬЮ-ДЖЕРСИ ДЕВИЛЗ

Возросшие скорости вынудили вратарей в очередной раз менять манеру игры. Рассчитывать на одну лишь реакцию стало бессмысленным: ситуация на площадке менялась слишком стремительно. Новым стилем игры стал «гибрид» - сочетание классической высокой стойки и «баттерфляя». Одним из наиболее выдающихся представителей «гибрида» был обладатель более чем 20 вратарских рекордов НХЛ канадец Мартин Бродёр. Внушительные габариты Бродёра (рост 188 см, вес 98 кг), а также огромные щитки и широкий нагрудник позволяли ему перекрывать почти весь створ своим телом и отбивать шайбу, даже не реагируя на бросок. Похожим способом - заранее перекрывая максимальную площадь ворот - стали играть и многие другие голкиперы.

Золотой век

В конце ХХ века сформировался тот «сногсшибательный» (в прямом и переносном смысле) хоккей, в который играют и по сей день: скоростной, жесткий и контактный. В первую очередь это было связано с дальнейшим технологическим развитием: нейлон сменился кевларом, пластмасса - композитными материалами. О возросшем темпе говорит хотя бы тот факт, что сейчас хоккеисту достаточно 14 секунд, чтобы оббежать хоккейную коробку. В 1970-х годах на это уходило вдвое больше времени.

ДИНАМО МОСКВА

ДИНАМО МОСКВА

Уже сейчас скорость полета шайбы после мощного щелчка превышает 50 м/с, что практически не оставляет вратарям шансов среагировать на бросок с близкого расстояния. Поскольку новые правила жестко ограничивают размеры амуниции и больше не позволяют просто перекрывать створ ворот своим телом, голкиперы вынуждены искать какой-то иной стиль игры. В частности, «баттерфляй» теперь играют не статично, а в движении - перемещаясь по льду в щитках. Одним из первых подобную вратарскую технику стал демонстрировать двукратный чемпион мира, шестикратный чемпион России голкипер московского «Динамо» Александр Еременко.

Наши дни

В ХХI веке уровень технологий достиг такой космической высоты, что его применение в спорте скорее приходится сдерживать. Скорость и атлетизм в хоккее, вероятно, вышли на свой максимальный уровень. Новые, еще более жесткие требования предъявляются не только к полевым игрокам, но и к вратарям, чью жизнь научно-технический прогресс скорее усложнил, чем облегчил.

В качестве единственной защиты торса использовались толстые вязаные свитера и плотные шорты на шнуровке. Поскольку щелчок тогда еще не изобрели, а шайбу редко отрывали ото льда, голкиперам, чтобы смягчить удар, хватало и этого.

Ловушка и блин

У первых вратарей не было ни ловушки, ни блина, руки защищали лишь краги. Впрочем, хоккейных краг тоже не существовало, поэтому обходиться приходилось спортивными перчатками. Это могли быть жесткие варежки или перчатки для крикета.

Вратарские коньки не отличались от коньков для полевых игроков ни формой, ни материалом, ни весом. Те же кожаные ботинки с прикрепленными к ним металлическими лезвиями. Впрочем, никто не мешал экспериментировать кустарным способом с дополнительными защитными накладками, а также высотой и шириной лезвия. Играть в самодельных коньках в НХЛ разрешалось до 1927 года.

Вратари первого поколения, не мудрствуя лукаво, использовали щитки из крикета, реже - бейсбола. С учетом того что голкиперам в те времена запрещалось падать на лед, эта экипировка была достаточно надежным и эффективным средством защиты.

На первых порах вратарская клюшка мало отличалась от обычной. Конечно, в дальнейшем голкиперы предпочитали играть клюшками с более широким крюком (правда, в те времена загибать крюк еще не догадались). Кроме того, угол между черенком и крюком у вратарской клюшки чуть меньше стандартного, чтобы было удобней закрывать «домик» (пространство между щитками и льдом). Производились же все клюшки из дерева: сначала из клена и ивы, потом из березы и дуба.

Если в любительском хоккее маски вратари стали надевать уже в 20-х годах прошлого века - использовались фехтовальные и бейсбольные сетки, то в профессиональном хоккее подобное «малодушие» считалось моветоном. Клинт Бенедикт стал первым голкипером НХЛ, вынужденно нарушившим негласный запрет. Чтобы дать срастись сломанному носу, он применил жутковатой конструкции кожаную маску. Которая, однако, не прижилась из-за того, что сокращала угол обзора, а защищала лицо весьма слабо.

Поскольку теперь шайбу часто приходилось отражать не только щитками, но и телом, голкиперы обзавелись первыми примитивными «панцирями» - кожаными нагрудниками, позаимствованными опять-таки из бейсбола, и шортами с жесткими вставками. Также пришлось укрывать от бросков спину и верхнюю часть ног, до которой «недотягивали» основные щитки.

Ловушка и блин

В первую очередь «научно-техническая революция» коснулась таких фундаментальных вратарских атрибутов, как ловушка и блин. На смену неэффективной краге пришла... перчатка бейсбольного кетчера, которую голкипер Эмили «Кот» Фрэнсис надел на матч в 1947 году. Ловить шайбу в этот «сачок» стало намного удобней. А вот блин пришлось мастерить самим - его делали из губчатой резины с деревянным каркасом и крепили на внешнюю сторону перчатки.

Это кажется странным и нелепым, но обычные хоккейные коньки - кожаные ботинки с фабрично приклепанными к ним лезвиями - стали серийно производить только в конце 1920-х - начале 1930-х годов. Со временем эволюция коснулась лишь лезвия, которое приняло более закругленную форму, а также усиления защиты в носках и голени. Первые пластиковые вставки начали использовать лишь в 60-х годах. Вратарские коньки по-прежнему мало отличались от игровых.

Производство полноценных вратарских щитков в хоккее началось лишь в начале 30-х годов. В технологическом плане они мало чем отличались от щитков для бейсбола или крикета - натуральное кожаное покрытие и, чаще всего, хлопковое наполнение. Основное различие было лишь в размерах.

Уже в 1930-е годы вратарская клюшка обрела свои привычные очертания: расширенный книзу черенок, широкий крюк. Ее по-прежнему делали из дерева, но уже по иной технологии - не из цельного материала, а посредством прессования слоев. В 1960-е клюшки стали ламинировать стекловолокном и другими синтетическими материалами. Все вместе это придавало изделию большую легкость и гибкость.

1 ноября 1959 года в профессиональном хоккее произошла революция: впервые в истории НХЛ голкипер стал постоянно играть в защитной маске. После того как Жаку Планту наложили швы на сломанный шайбой нос, голкипер «Монреаля» вернулся на лед в самодельной маске, которую носил на тренировках. Лицевой протектор был сделан из стекловолокна, слабо амортизировал шайбу и мог даже поранить в случае трещины при сильном броске. Но именно он стал прообразом большинства вратарских масок, появившихся в 1960-е и 1970-е годы.

Возросшая мощь бросков потребовала дальнейшего улучшения вратарского «панциря». Кожа и даже кожзаменитель перестали быть надежной защитой от шайбы после мощных щелчков нападающих, поэтому им на смену пришли синтетические материалы, такие как пластик и нейлон. Панцирь стал «монолитным»: нагрудник объединили с защитой для рук.

Ловушка и блин

В 1970-е годы производство ловушек и блинов стандартизировали. Формой ловушки была окончательно утверждена доработанная и измененная в размерах бейсбольная перчатка кетчера, блин же стал тыльной стороной серийной вратарской краги.

1980-е годы окончательно отправили на пенсию устаревшие кожаные коньки. Прочные ботинки из пластика и нейлона значительно надежней фиксировали голеностоп, а пластмассовая база для стального лезвия (стакан) позволила существенно уменьшить общий вес и увеличить мобильность. Наконец-то появились и специализированные вратарские коньки - с более широким, длинным и низким лезвием, укороченным задником, а также с усиленной пластиковой защитой носа и боков.

Щитки изменились мало и остались наиболее консервативной частью вратарской амуниции. Хотя и при их производстве использовались новые технологии, множество голкиперов классического стиля игры все еще предпочитало играть в компактных щитках, а не в раздутых до максимальных размеров тяжелых «матрасах».

В производстве клюшек также наступил переворот: классические «деревяшки» постепенно отошли в прошлое, уступив стекловолокну и даже алюминию. Дерево теперь чаще всего использовали в комбинации с другими материалами. Впрочем, вратарскую клюшку изменения почти не коснулись.

Владислав Третьяк оказался новатором не только в манере игры, но и в области вратарской амуниции. Его шлем с изогнутой металлической сеткой, прозванный за форму забрала «кошачий глаз», стал прародителем нынешних вратарских масок и завершил эру стекловолоконных накладок на лицо. Подобный шлем выдерживает прямое попадание шайбы, не травмируя голкипера.

В попытках максимально увеличить нагрудник вратари стали прибегать к разнообразным хитростям. Некоторые подкладывали под свитер подушечки. Фантазия других простиралась до сложных технических решений - конструкций из проволоки, которые вставляли в рукава и которые подобно крыльям расширялись под мышкой, когда голкипер расправлял руки.

Ловушка и блин

Ловушка и блин особых изменений не претерпели, хотя их производили из более прочных, долговечных и безопасных материалов. Но и они унаследовали общий тренд - были увеличены до максимальных размеров, разрешенных регламентом.

Производству коньков для вратарей стали уделять столько же внимания, сколько изготовлению обычных. Главное революционное изменение - внутренняя часть ботинка была сделана из термоформуемых материалов. Под воздействием высокой температуры они принимали анатомическую форму ноги, тем самым еще больше увеличивая устойчивость и маневренность. Кроме того, вратарские коньки были адаптированы под разные стили игры - классический, «баттерфляй» или «гибрид».

В конце ХХ века щитки некоторых голкиперов больше походили на среднегабаритные матрасы, чем на протекторы от шайбы. Результативность матчей катастрофически упала - счет хоккейных поединков стал напоминать футбольный. Ради того чтобы вернуть спорту зрелищность, было принято решение уменьшить ширину щитков. Однако, поскольку длина щитков зависит от роста голкипера, некоторое преимущество осталось у высокорослых вратарей. Настоящую войну размерам вратарских щитков объявили уже в ХХI веке.

К концу ХХ века деревянные, стекловолоконные и алюминиевые клюшки передали эстафетную палочку более легким и надежным графитовым клюшкам. Большинство вратарей уже отдавали предпочтение клюшкам с немного загнутым крюком, поскольку такой клюшкой проще отдать передачу партнеру или даже бросить по пустым воротам в концовке матча.

Ловушка и блин

Технология термоформовки добралась и до ловушки, которая теперь может принимать индивидуальные размеры и форму руки. Изготавливают ее из композитных материалов с пенной подкладкой и, иногда, карбоновым покрытием. Ее длина не должна превышать 41 см, а ширина - 20 см. Из композитных материалов выполняют и блин, его размеры ограничены 38 см в длину и 20 см в ширину.

Профессиональные хоккейные коньки обычно изготавливаются по индивидуальному заказу с учетом особенностей строения, манеры игры и предпочтений голкипера. К примеру, для представителей стиля «баттерфляй», вынужденных перемещаться по льду, сидя на щитках, внутренние стороны носков ботинок немного скашиваются. Это позволяет отталкиваться от поверхности даже в таком положении.

Для того чтобы вратарю было удобно перемещаться по льду, сидя на коленях, современные щитки делают прямоугольной формы. Их наружный слой - износостойкий кожзаменитель, внутри - спрессованный пенный наполнитель разной степени жесткости. Особенность современных протекторов - низкая амортизация, чтобы шайба отлетала подальше от ворот, а не застревала на пятачке. Ширина щитков не должна превышать 28 см, а их высота зависит от роста голкипера, но не больше 27 см над коленом.

Новое поколение профессиональных клюшек целиком производят из карбона, иногда с титановым напылением. Для игроков топ-уровня клюшки изготавливают под заказ, с учетом предпочтений в высоте, жесткости и загибе крюка.

Вратарский шлем «гибрид» теперь изготавливается из углепластика, а вот забрало по-прежнему стальное. Аэрография на маске (рисунок, наносимый распылителем) зависит лишь от фантазии и личных предпочтений каждого вратаря.

И снова хоккей) Что такое вратарский стиль "Бабочка", "Гибрид" и "Вратарская стойка"? и получил лучший ответ

Ответ от? ? ? Звездочка Ясная Я? ? ?[гуру]
Butterfly. Бабочка. Доминирующий и самый модный сегодня стиль игры вратарей. «баттерфляй» более «реактивный» метод, по сравнению с более «активным» стэнд-апом, один из краеугольных камней при этом - недопустимость гола при прохождении шайбы «сквозь вратаря» - под руками. Потому упор в работе руками – как в стойке, так и на щитках под броском – делается на плотность защиты, на выпрямленную спину и плечи, на прижатые к телу локти, что продиктовано статистикой забиваемых голов. Суть баттерфляя заключается в закрытии как можно большей площади ворот. Горизонтально. Не в смысле «лежа» , а в смысле «уложенными в линию щитками, максимальной поверхностью» .
Внимательный зритель наверняка заметил, что чисто баттерфляйные вратари предпочитают не выходить далеко из ворот под бросок, сокращая угол обстрела – сидящего на щитках вратаря можно объехать, выехав из ворот и сидя на щитках, трудно реагировать на добивания и т. д. Размеры тут в помощь, поэтому габаритные вратари так хороши в этом стиле. Баттерфляйный вратарь играет, грубо говоря, «на линии» , и при этом раздвинутые на максимально возможную ширину щитки закрывают низ ворот очень эффективно. Поэтому размеры щитков имеют большое значение, не случайно мы видим на баттерфляйных вратарях щитки размера 36++, как правило, с длиннющими S-частями (это части щитков на бедрах) , позволяющими закрыть пространство между коленями, когда вратарь сидит на льду, сомкнув щитки. Причина такой работы «по площадям» во многом связана с эволюцией материалов – скорость полета шайбы сильно возрасла после перехода с деревянных клюшек (я о полевых игроках) на композитные. Кроме того, современные искусственные материалы позволили сделать щитки вратаря пригодными для слайдинга – армированные грани остаются твердыми, держат форму, поверхности не намокают и не впитывают влагу. Можно вспомнить старые кожаные щитки из конского волоса: двадцать минут игры на коленях, и щитки становились вдвое тяжелее, намокая.
Стиль "гибрид" , который является основным и единственным, на данный момент, перспективным направлением во вратарском деле. Большинство вратарей играющих в НХЛ - вратари "гибрид"- стиля. Количество профессиональных вратарей играющих в чистом "баттерфляе"("Full butterfly") или в старой школе"Stand Up" - она же игра "в стойке" , уменьшается с каждым годом. Новый стиль "гибрид" походит для всех вратарей, независимо от данных (габаритов, подвижности и т. п.) Он позволяет играть макисмально эффективно, при этом позволяет оптимизировать игру обороны команды, т. к. контролировать ситуацию с высокой точностью вратарю становится легче.
Вратарская стойка. Важно и то, как вратарь пользуется своей стойкой. Если ты находишься в воротах, то можешь стоять либо в высокой стойке, либо в низкой, либо в средней. Средняя стойка выражает состояние полуготовности, она позволяет не расслабляться, следя за шайбой, и вовремя переходить в низкую стойку, когда нападение соперников появляется в твоей зоне защиты. При низкой стойке, которая является основной рабочей позицией голкипера, надо полностью сгруппироваться: положение в полуприседе, ловушка наготове, развернута и направлена в сторону шайбы, клюшка ровно стоит крюком на льду, позвоночник, плечи и грудь расправлены, туловище наклонено вперед, ноги - на небольшом расстоянии друг от друга, шея плотно сидит в горловине подбородок выдвинуг вперед так, чтобы была видна полная картина происходящего на площадке. .
Высокая стойка применяется в тот момент, когда твоим воротам ничто не угрожает: ты можешь расслабиться и встать в полный рост, дав отдохнуть мышцам. Рекомендуется почаще давать себе отдых, используя для этого все возможности: шайбой владеют игроки твоей команды, игра остановлена, шайба находится в зоне защиты соперников.

Похожие публикации